ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 2

Евфимий был уроженцем Нижнего Новгорода. Позднее нижегородское предание, отразившееся в краеведческой и церковно-исторической литературе, утверждает, что святой родился в приходе церкви св. Жён-мироносиц; в конце XIX – начале XX вв. показывали место в семь сажен от храма, где стоял дом его родителей (на таком же расстоянии по другую сторону Мироносицкой церкви, по преданию, располагался дом родителей преподобного Макария Желтоводского, как и Евфимий являвшегося учеником святителя Дионисия, архиепископа Суздальского). Год рождения Евфимия неизвестен. Принятая в литературе дата (1316 г.) вычислена на основании летописных сообщений о его кончине зимой 1404/1405 гг. и утверждения Жития, что Евфимий «поживе… лет 80 и 8». Согласно Житию, Евфимий, будучи отроком, пришёл в нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня монастырь, об игумене которого Дионисии (впоследствии архиепископ Суздальский) и о его учениках он много слышал. Юноша слёзно просил настоятеля принять его в число учеников, и Дионисий, «много поучив его о душевней пользе», совершил над ним монашеский постриг. Если считать годом рождения преподобного 1316-й, то он был пострижен в монашество в конце 1320 – начале 1330 гг. Впрочем, исследователи не исключают, что указание на принятие Евфимием монашества в отрочестве появилось как дань агиографическому канону. В Печерской обители он предавался подвигу непрестанной молитвы. Без устали трудясь днём на монастырских послушаниях, ночью удалялся в пещеру для уединённого богомыслия. Пост доставлял ему такую духовную радость, что, согласно пространной редакции Жития, Евфимий просил у игумена разрешения принимать пищу только раз в два или три дня, но не получил на это благословения. Тем не менее, преподобный ел лишь столько, чтобы не умереть с голоду, и часто на трапезе только делал вид, что вкушает пищу. В подобных трудах и подвигах Евфимий провёл «время немало», пока ему не исполнилось 36 лет. Тогда, как сообщает Житие, великий князь Нижегородско-Суздальский Борис Константинович (занимал нижегородско-суздальский стол в 1363–1364, 1383–1388, 1391–1392 гг.) обратился к Дионисию с просьбой прислать одного из учеников в Суздаль, чтобы создать там общежительный монастырь. Во исполнение этой просьбы Дионисий избрал 12 учеников и отправил их «в верхняа страны и грады» для основания общежительных обителей. Евфимий, которому было велено идти в Суздаль, не желал разлучаться со своим наставником, но Дионисий после долгой беседы и наставлений подтвердил ему своё повеление. Краткая редакция Жития Евфимия говорит, что он из Нижнего Новгорода сразу пришёл в Суздаль. В пространной редакции имеется рассказ о том, как по дороге, не доходя восемь поприщ (дней пути) до Гороховца, Евфимий основал церковь и при ней Мячковский Евфимиев во имя Василия Великого мужской монастырь (в начале XX в. в храме хранился дорожный посох, почитавшийся посохом Евфимия). Этот рассказ в определённой мере подтверждается тем фактом, что данная обитель, как часть владений Спасо-Евфимиева монастыря, упоминается уже в жалованной грамоте Спасо-Евфимиевой обители Нижегородского князя Александра Ивановича около 1418 – 1419 гг.

 



 
PR-CY.ru