ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА - Страница 6

Лишь в двух случаях она изображена иначе – там, где приходит на зов супруга, и в иллюстрации плача княгини. На одной из миниатюр она представлена обнимающей князя, который ставит печать на хартии и даёт последнее целование. На миниатюре в конце цикла князь Дмитрий и умерший вскоре него пятый сын Иоанн изображены в гробницах в Архангельском соборе Кремля, вверху в палатах – сидящая на престоле Евдокия Димитриевна с младенцем, рядом стоят сыновья. Царственная поза и скорбное выражение лица придают облику княгини выразительность. Как правило, на ней княжеское платье с оплечьем и белый плат. Изображения Евдокии Димитриевны дважды встречаются на миниатюрах, иллюстрирующих события правления великого князя Василия I Дмитриевича: показаны строительство ею церкви Рождества Богородицы в Кремле и закладка церкви Вознесенского монастыря. В обоих случаях она в царском венце стоит перед строящимся храмом. Последний посвящённый ей ряд миниатюр сопровождает «Въмале сказание», в отличие от других житийных циклов характеризуется краткостью. В первой композиции князь Дмитрий и Евдокия Димитриевна, с нимбами, представлены дважды друг напротив друга, в нижней части – с детьми и слугами. На другой миниатюре художник изобразил княгиню молящейся и посылающей боярина раздать милостыню. Затем изображается явление Евдокии Димитриевне архангела Михаила, возвестившего близкую кончину, написание образа архангела по видению, поставление его в церкви Рождества Богородицы. Следующая иллюстрация посвящена чуду прозрения слепого, исцелённого прикосновением к рукаву платья Евдокии Димитриевны, когда она шла в Вознесенский монастырь для принятия пострига. В верхней части миниатюры – монастырь за деревянными стенами, внизу – процессия во главе с княгиней, в царском платье и городчатом венце, и припадающий слепец, чудесное значение события подчёркнуто преувеличенной длиной рукава платья княгини. Пострижение Евдокии Димитриевны показано за каменной городской и деревянной монастырской стенами, на ней иноческое платье и простая без городков корона, над которой монах держит ножницы. В сюжете преставления в центре гроб с телом святой, слева епископ и клир, справа монахини. Завершает цикл миниатюра, иллюстрирующая чудо о свечах, которые самовозгорелись у гроба Евдокии Димитриевны. На фоне нескольких ярусов стен в среднем регистре изображена гробница, над которой поставлена икона Богородицы. Перед гробом – две горящие свечи в подсвечниках, за ним – молящиеся перед иконой духовенство и монахини. Миниатюры этого цикла отличаются достоверностью в изображении архитектуры, городские башни и стены соответствуют топографическому расположению Вознесенского монастыря в Кремле. Сохранившиеся иконописные образы Евдокии Димитриевны созданы, в основном, во второй половине XIX в., после возобновления её почитания. Тексты иконописных подлинников под 6 июня описывают тип изображения святой, сложившийся в более раннее время, уподобляющий её византийской преподобномученице: «Аки Евдокия» (конец XVIII в.; добавлено: «...В клобуке круглом лазоревом»); «Аки Евдокия, в клобуке круглом лазорь, риза ряска санкирь з белилом, в правой руке крест, другая молебна» (1820 гг.).

 



 
PR-CY.ru