ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА - Страница 3

Согласно «Въмале сказанию», в 1395 г., когда ожидалось нашествие на Русь войск Тамерлана (в русских летописях – Темир-Аксака), по молитвам Евдокии Димитриевны и по повелению её сына Василия I Дмитриевича и митрополита Киприана в Москву была перенесена Владимирская икона Божьей Матери. О последних годах жизни Евдокии Димитриевны важные сведения сохранило «Въмале сказание», где описано явление великой княгине архангела Михаила, «возвещающа еи из мира сего исшествие». После этого видения святая утратила речь; она вновь начала говорить, когда иконописцы создали такой образ архангела Михаила, в котором Евдокия Димитриевна узнала своего посетителя. Весной 1407 г. по её приказу в Кремле, в недавно основанном ею женском монастыре, где великая княгиня намеревалась принять монашеский постриг, началось возведение каменного храма в честь Вознесения. Как рассказывается во «Въмале сказании», когда Евдокия Димитриевна шла из Успенского собора в монастырь на пострижение, исцелился слепец, которого она коснулась рукавом, а всего во время шествия Евдокии Димитриевны в монастырь исцелилось тридцать человек. Приняв постриг с именем Евфросиния, великая княгиня вскоре скончалась и была похоронена в Вознесенском храме, который после её смерти долгое время оставался недостроенным, но затем стал местом погребения представительниц великокняжеских и царских семей. Во «Въмале сказании» говорится, что после смерти Евдокии Димитриевны у её гроба много раз сами собой загорались свечи. Как полагают исследователи, по её заказу была изготовлена хранившаяся в ризнице Троице-Сергиевой лавры небольшая двусторонняя каменная икона. На одной её стороне изображён Николай Чудотворец, на другой – мученица Евдокия и Максим Исповедник, небесный покровитель сына Евдокии Димитриевны Андрея, в крещении Максима. В Мазуринском списке Вселенского синодика московского Успенского собора (конец XV в.) Евдокия Димитриевна названа «благоверной и христолюбивой». Написание «Въмале сказания» было, по-видимому, связано с подготовкой к её прославлению на рубеже 1550 и 1560 гг., но по каким-то причинам канонизация не состоялась. «Сказание» о Евдокии Димитриевны вошло в состав Лицевого летописного свода 1570 гг. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650 гг. под 7 июня отмечена память «святыя благоверные великия княгини Евдокеи князя Дмитреевы Ивановича Донского, а во иноцех Евфросиния». В ноябре 1689 г. Карион (Истомин) написал вирши, посвящённые Евдокии Димитриевне и основанному ею Вознесенскому монастырю. Карион называет её «княгиней святой... славной... блаженной», прославляет её постническое житие и милосердие. Документы Вознесенского монастыря XVII в. не содержат свидетельств о существовании почитания княгини в обители. В 1636/1637 г. по приказу царя Михаила Фёдоровича был изготовлен покров на гробницу Евдокии Димитриевны, но это надгробие ничем не выделялось из числа гробниц других великих княгинь и цариц, похороненных в Вознесенском храме. В 1821–1822 гг. здесь были установлены рака с изображением Евдокии Димитриевны и сень над ракой. Тогда же Московский митрополит Филарет (Дроздов) поднял вопрос о совершении служб Евдокии Димитриевне, однако ещё в 1856 г. по ней служили панихиды.

 



 
PR-CY.ru