ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ - Страница 2

Позднее вместе с сыном Милутином Елена Анжуйская пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем её канцелярии и посланником при папском дворе был католический архидиакон Пётр Жаретич из Бара (в 1301–1307 гг. Барский архиепископ). В то же время королева покровительствовала православной церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской церкви архиепископом Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе. Получив власть (1276 г.), старший сын Елены Анжуйской король Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Елены Анжуйской в это время был г. Скадар). После смерти в 1279 г. архиепископа Иоанникия I Елена Анжуйская участвовала в перенесении его мощей в монастырь Сопочани. Приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви св. Николая в Скадаре (около 1284 г.?) с сохранением мирского имени, вероятно, по католическому обряду. В 1309 г. младший сын Елены Анжуйской король Милутин отобрал у матери удел в Приморье, а взамен дал земли в материковой части страны. Новый двор Елены Анжуйской располагался в Брняке, на реке Ибар. Согласно Житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, которых королева снабжала богатым приданым. Она была первой женщиной в средневековой Сербии, построившей себе «задужбину» – монастырь Градац. Приглашённые ею западные мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в стиле, переходном от романского к готическому, поэтому с именем Елены Анжуйской связывают распространение влияния французской готики в сербском церковном зодчестве (прежде всего, в архитектурном декоре). Возведённые и обновлённые ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев; она назначала в них игуменов, а после смерти Елены Анжуйской это делали её потомки. Была погребена в монастыре Градац, заупокойную службу по Елене Анжуйской совершил архиепископ Савва III (1309–1316 гг.) при участии епископа Баньского Даниила (впоследствии архиепископ Печский и биограф Елены Анжуйской) и Рашского Павла, на отпевании присутствовали король Милутин, посланцы Драгутина и многочисленные воспитанницы основанного ею приюта. Житие Елены Анжуйской было написано вскоре после её кончины, около 1317 г., архиепископом Даниилом II и включено в состав его сборника Житий королей и архиепископов Сербских (в котором это единственное женское Житие). Тот же текст в качестве самостоятельного Жития содержится в хиландарском сборнике № 482, переписанном в 1536 г. Автор, близко знавший Елену Анжуйскую и относившийся к ней с нескрываемой симпатией (его творчество относится к периоду правления её сына Милутина), написал пространную похвалу христианским добродетелям королевы, обойдя молчанием вопрос о её конфессиональной принадлежности. Ряд сведений о Елене Анжуйской содержится также в Житиях её мужа и сыновей, написанных тем же автором.

 



 
PR-CY.ru