ЕВГЕНИЯ - Страница 2

Евгения приняла монашество с именем Елизавета и стала (вплоть до 1365 г.) фактической соправительницей сына Стефана Уроша V, а также управляла собственным удельным княжением с центром в Серрах (в грамотах, выданных царём Урошем, она постоянно упоминается на втором месте как «госпожа моя царица матерь царства моего»). Как владелица Серр Евгения была светской правительницей (верховной покровительницей) Афона, при ней продолжилась установленная Душаном практика назначения протами Святой Горы сербов. Она также выкупала иноков монастыря Кутлумуш, попавших в турецкий плен (до 1370 г.). В 1375 г. афонский прот Герасим подтвердил права Хиландара на уступленную ему ранее келью Плака «ради набожности и мудрости благоверной госпожи деспины, чтобы она не огорчилась, узнав об отнятии этой кельи» вопреки императорской грамоте о возвращении подобных келий прежним владельцам. При дворе Евгении в Серрах были установлены византийские порядки. Она принимала участие в заседаниях церковного суда «вселенских судей». Евгения прилагала усилия к примирению Сербской церкви с Константинопольским патриархом. Именно к ней, а не к её сыну, являвшемуся верховным правителем Сербии, направился в 1363 г. для переговоров патриарх Каллист (из-за его внезапной кончины переговоры остались без результатов). После 1365 г. Евгения перестала владеть Серрами, город перешёл к деспоту Иоанну Углеши. Помимо Серрского удела ей принадлежал г. Улцинь на адриатическом побережье, а также некоторое время под её властью находилась часть современного Косова с монастырём Дечаны (в Житии св. Стефана Дечанского, составленном митрополитом Киевским Григорием Цамблаком, упоминается светский управитель (чельник) Ивой, который был «поставлен царицей Еленой»). В качестве правительницы она совместно с королём Вукашином чеканила монету. Незадолго до смерти приняла великую схиму с именем Евгения. Похоронена в своей задужбине в монастыре Матейче. Согласно ряду свидетельств, Евгения на протяжении всей жизни регулярно читала Священное Писание и интересовалась книгами, в том числе греческими. Во время пребывания Евгении на Афоне старец Иоанникий по её просьбе перевёл Толковое Евангелие св. Феофилакта, архиепископа Охридского. Исследователи предполагают, что ей принадлежали и некоторые греческие книги (на это указывают записи на них). Ещё при жизни святогорские монахи считали Евгению святой, а после смерти к её могиле стали приходить женщины с просьбами о даровании детей. В записи 1378 г. она названа блаженной. 16 октября 1643 г. Сербский патриарх Паисий послал мощи Евгении на поклон русскому царю Михаилу Фёдоровичу. С 1759 г. её десница хранится в монастыре Савина. День памяти Евгении празднуется вместе с памятью сына Стефана 2 декабря, однако её почитание не получило широкого распространения. Евгения представлена в росписях юго-западной части наоса собора в монастыре Дечаны (1345 г.): в ктиторской композиции в юго-западной части наоса, в иллюстрации к 24-й строфе Акафиста Пресвятой Богородице в северо-западном углу притвора и в апсиде парекклисиона святителя Николая. Ктиторская фреска (Евгения изображена с юным сыном и сводным братом Душана Симеоном по сторонам) написана поверх первоначального парного портрета Душана и Евгении. В иллюстрации к Акафисту правящая чета представлена уже после венчания на царство. Вместе с мужем Евгения изображена в росписях собора монастыря Лесново (1347/1348 г.). Во всех случаях это юная красавица с удлинённым овалом лица, в парадном облачении византийского типа. На гравюре 1761 г. из Новой церкви в Мостаре она изображена с нимбом вместе с царём Душаном.



 
PR-CY.ru