ЕЛАГИН Иван Перфильевич - Страница 2

И.П. Елагин считается одним из родоначальников первобытного славянофильства (он писал иногда почти по-славянски). Денис Иванович Фонвизин (1745–1792 гг.) с 1763 по 1769 гг. служивший при нём секретарём, вначале подражал Елагину, употребляя много славянских слов и «каданзированную прозу». Резче всего «славянское» направление И.П. Елагина сказалось в начатом на склоне лет (1790 г.) «Опыте повествования о России», доведённом до 1389 г. Научные приёмы «Опыта» (вышла первая часть, М., 1803) крайне наивны и не выдерживают самой снисходительной критики. Елагин был членом Российской академии с самого её основания и лейпцигского учёного общества. О некоторых чертах его характера говорят Н.Н. Бантыш-Каменский («Словарь достопамятных русских людей», 1847), Степан Петрович Жихарев («Отечественные Записки», 1856, № 9), Пётр Петрович Пекарский («Материалы для истории литературной и журнальной деятельности Екатерины II») и Семён Андреевич Порошин. В 1772 г. И.П. Елагин стал провинциальным великим мастером и реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого Елагина в возглавляемую им провинциальную великую ложу в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как граф Роман Илларионович Воронцов (1717–1783 гг.; наместник-мастер), генерал-майор Алексей Логинович Щербачёв (1720–1802 гг.), князь Иван Васильевич Несвицкий (1740–1806 гг.) и др. Под управлением елагинской великой ложи в первой половине 1770 гг. работало 14 лож: «Муз», «Урании», «Беллоны», «Астреи», «Марса», «Минервы», «Скромности», «Клио», «Талии», «Равенства», «Екатерины», «Трёх подпор», «Эрато» и ложа под управлением Р.И. Воронцова во Владимире. Общее число членов елагинских лож составляло приблизительно четыреста человек. И.П. Елагин развил активную деятельность как в распространении франкмасонства, так и в его благоустройстве. Вследствие этого система, господствовавшая в ложах, от него зависимых, называется «Елагинской». Она была сначала скопирована с английской, а потом к ней примешались влияния других систем, примешалось даже влияние розенкрейцерства, против которого возмущался и сам Елагин. Благодаря исследованиям академиков Александра Николаевича Пыпина (1833–1904 гг.) и Петра Петровича Пекарского (1827–1872 гг.) известны многие подробности работы, осуществлявшейся в елагинской системе лож и её отличия от других систем. Академиком П.П. Пекарским были найдены подлинные ритуалы, переведённые Елагиным с актов ложи «Аполлона». Их особенность (по сравнению со старинными английскими, которые можно найти в книгах «Иоакин и Боаз, или подлинный ключ к двери франкмасонства старого и нового» (1762 г.) и «Три сильных удара, или дверь древнейшего франкмасонства, открытая для всех людей») заключается в так называемом «пути» (или «мытарствах») новопоступающего во время приёма: допускаются устрашающие эффекты в виде брата в «окровавленной срачице», устремлённых против него шпаг, «смешения крови… с кровию братиев наших». Ещё больше эффектов показано в церемонии возведения брата в степень мастера-масона, хотя всё же эти «прикрасы» проще, чем о том говорится в донесении Адама Васильевича Олсуфьева (1721–1784 гг.) о масонах при императрице Елизавете Петровне (1741–1761 гг.).

 



 
PR-CY.ru