ЕФРЕМ IV - Страница 5

«К восточным монахам» («Ad monachos orientales») адресовано неким монахам, впавшим в монофизитскую ересь теопасхизма, которую Ефрем опровергает, приводя многочисленные высказывания антитеопасхитского характера святых отцов Востока и Запада. В изложении Фотия I известны следующие послания Ефрема: «К Зиновию» («Ad Zenobium»), адресованное монофизиту-акефалу «схоластику Зиновию» из Эмесы (посвящено проблеме теопасхизма и различным пониманиям литургического прибавления к «Трисвятому» фразы «распятый за нас»); два послания к императору Юстиниану I («Ad Iustinianum imperatorem ii epistulae»), в которых, по краткому упоминанию Фотия I, Ефрем IV приводит своё исповедание веры, выступает свидетелем в пользу православности неких благочестивых подвижников-пустынножителей; два послания к Трапезундскому епископу Анфиму («Ad Anthimum Trapesuntis episcopum»), содержащие просьбу Ефрема IV к Анфиму (впоследствии ставшему Константинопольским патриархом и осуждённому за уклонение в монофизитство) анафематствовать ересь Евтихия; «К Дометиану» («Ad Domitianum»), который просил изъяснить изречения Ефрема о невозможности соединения ипостаси с ипостасью в ипостасном соединении и иносущных сущностей; «К Синклитику, епископу Тарсийскому» («Ad Syncleticum Tarsi episcopum»), где Ефрем доказывал, что признание двух природ Христа после соединения не означает несторианской угрозы разделения, рассечения или раздвоения природ; «К Бразу Персу» («Ad Brazem Persam»), затрагивающее вопросы триадологии, христологии и учения о Пресвятой Богородице; «К монахам, впавшим в ересь Нестория» («Ad monachos in Nestorii haeresim propensos»), где Ефрем IV выступает в защиту термина «Богородица»; «К каллиникским перебежчикам» («Ad Callinici desertores»), увещающее к воссоединению с церковью, ибо вне её спасение невозможно; «Соборное послание» («Synodica»), в котором разъясняются деяния Антиохийского поместного собора, созванного Ефремом IV по делу Тарсийского епископа Синклитика и Стефана; «К Магну Веррийскому» («Ad Magnum Berroensem»), представляющее собой апологию Халкидонского собора, именуемого Ефремом IV вселенским, в которой он доказывает, что халкидонское выражение «в двух природах» с необходимостью согласуется с формулой «единая воплощенная природа Бога Слова»; «К Евною монаху» («Ad Eunoium monachum»), посвящённое осмыслению и определению выражений «тленность» и «нетленность». К экзегетическим сочинениям относится гомилия на слова: «...Искушён во всём, кроме греха» (Евр. 4:15), посвящённая теме совершенства Христа по божеству и по человечеству. Проповеди известны по названиям у Фотия I: «На освящение храма св. Пророков»; «На Рождество Иисуса Христа»; «Перед постом»; «Поучение огласительное к новокрещаемым»; «На освящение храма св. архангела Михаила»; «На св. Четыредесятницу»; «На девятый час св. Четыредесятницы»; «На Великую среду к новокрещаемым». К неподлинным произведениям, приписываемым Ефрему, относятся: «Гомилия о жемчужине» («Homilia ad margaritam»), в которой утверждается двойство природ Христа, соединённых по Ипостаси (три фрагмента, объединяемые в это произведение, приписываются также Ефрему Сирину, четвёртый фрагмент содержится в сборнике «Учение отцов»); «Гомилия о Каине» («Homilia in Cain»), посвящённая вечному наказанию грешников (адские мучения состоят не только в вечном огне, который всегда пылает, однако не испепеляет окончательно, но также в обречённости на вечное бездействие при полном осознании происходящего – «вечное преходящее» и «бессмертная смерть»); «Об ипостасном единстве» («De unione hypostatica»); «О сущности» («De substantia»).

 



 
PR-CY.ru