ЕВАГРИЙ Схоластик - Страница 6

Другая важная особенность концепции Евагрия Схоластика – представление об окончательной победе православного вероисповедания, которая связывается историком с несколькими событиями. Во-первых, император Юстин I в начале правления приказал низложить и покарать Антиохийского патриарха Севира, однако в 519 г. тому удалось бежать в Египет. Во-вторых, Юстиниан I низложил Александрийского патриарха Феодосия I (535–537 гг.) и Константинопольского патриарха Анфимия (535–536 гг.) за монофизитские взгляды, тем самым уничтожив антихалкидонскую иерархию в церкви. Император издал новеллу об анафеме всех монофизитствовавших архиереев и о полном признании Халкидонского собора. Эти события относятся к 535–536 гг., однако в тексте Евагрия Схоластика они представлены как первое и важнейшее деяние Юстиниана I Великого для церкви: «С того времени все Церкви избавились от расколов, ведь и патриархи всех диоцезов находятся в согласии друг с другом, и епископы городов следуют за своими экзархами». Подведя, таким образом, итог повествованию о Соборе, Евагрий Схоластик утратил интерес к церковной истории. В последних книгах церковные события возникают лишь эпизодически: созыв пятого Вселенского собора, представленного изолированно от общей политики императора Юстиниана I; принятие «Энотикона» императора Юстина II; деяния Антиохийского патриарха Григория I, в которых участвовал сам историк. Полтора века истории в труде Евагрия Схоластика осмыслены по некой циклической модели. Начало истории автор описывал как «золотой век» церкви и империи: благочестие императора Феодосия II, осуждение Нестория, развитие искусств и слава преподобного Симеона Столпника (Старшего). Затем эта эпоха процветания прерывается возникновением ереси Евтихия и её кратковременным успехом. На Халкидонском соборе и в дальнейшем ведётся борьба за восстановление изначального единства церкви. После описания победы православия при императоре Юстиниане I внимание историка переключается на судьбу империи. Если Евагрий Схоластик оценивал деятельность Юстиниана I отрицательно, то правление каждого последующего императора (Юстина II, Тиверия, Маврикия) оказывалось лучше предыдущего. Наконец, правление императора Маврикия он стремился описать как возвращение «золотого века»: благочестивый и разумный правитель, единство и успехи церкви при таких архиереях, как Антиохийский патриарх Григорий I, и почитание преподобного столпника Симеона (Младшего). Такая модель вполне вписывается в традиции более ранних церковных историков. В сочинениях Сократа, Созомена и блаженного Феодорита изначальный успех реформ императора Константина I Великого (323–337 гг.) и первого Вселенского собора 325 г. также прерывался интригами еретиков и длительной борьбой за утверждение православия, которая завершилась процветанием при императоре Феодосии II Младшем. Лит.: Удальцова З.В. К вопросу о мировоззрении византийского историка VI в. Евагрия // ВВ. 1969. Т. 30; она же. Историческая мысль // Культура Византии. 1984. Т. 1; Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998; он же. Евагрий Схоластик и его «Церковная история» // Евагрий Схоластик. Церковная история. СПб., 1999. Т. 1; Лебедев А.П. Церковная историография в главных её представителях с IV до XX в. СПб., 2000. Русские переводы: Церковная история Евагрия, схоластика и почётного префекта. СПб., 1853. 544 стр.; Евагрий Схоластик. Церковная история / Перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. – М.: Экономическое образование, 1997; Евагрий Схоластик. Церковная история в 6 кн. / Пер., вступ. ст., комм. И прилож. И.В. Кривушина. Отв. ред. Е.С. Кривушина. 1-е изд. в 3 т. СПб.: Алетейя, 1999–2003. Изд. 2-е, испр. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. 672 стр.



 
PR-CY.ru