ЕВСЕВИЙ - Страница 2

Константин направил жителям Никомидии и Никеи послание, в котором призвал их избрать себе новых епископов. Осенью 328 г., после того как политическая линия императора Константина в отношении церкви изменилась, Евсевий вернулся на кафедру. Исследователям неизвестно, оставалась ли всё это время кафедра Никомидии вакантной, или преемник Евсевия умер до его возвращения из ссылки. Согласно Филосторгию, после возвращения Евсевий и Феогнид разослали своё исповедание веры. Сократ и Созомен склонны назвать его покаянной запиской, текст которой они и приводят. В «Церковной истории» Феодорита Киррского есть рассказ о том, как Евсевий был отправлен императором Константином в Иерусалим для наблюдения за строительством базилики Гроба Господня. В Антиохии он был принят епископом Евстафием, а в Палестине обсуждал с епископами Евсевием Кесарийским, Аэтием Лиддским, Патрофилом Скифопольским и Феодором Лаодикийским возможность низложить Евстафия. Около 327 г. по инициативе этой группы иерархов в Антиохии был организован Собор, на котором Евстафий был осуждён и низложен. Ему вменили различные канонические преступления, оскорбление матери императора св. Елены, а также лояльное отношение к ереси Савеллия. Никто из церковных историков, кроме Феодорита Киррского, не говорит о роли Евсевия в этом деле, поэтому версия Феодорита представляется исследователям недостоверной. Возможно, он, воспользовавшись каким-то преданием антиохийских евстафиан конца IV в., приписал Евсевию действия против Евстафия. В действительности инициатором низложения Евстафия был епископ Евсевий Кесарийский, который следил за ходом императорских построек в Палестине и, прибыв в 327 г. в Антиохию, возглавил суд над Евстафием. В 328 г. преемником умершего епископа Александра Александрийского стал святитель Афанасий, защитник Никейского Символа веры. Евсевий сразу воспринял Афанасия как противника и начал против него борьбу. Избрание Афанасия вызвало недовольство части египетских епископов из мелетиан, их союзниками стали египетские ариане. Осенью 328 г. мелетиане избрали из своей среды в епископы Феону, который, однако, не смог противостоять растущему авторитету Афанасия. Возвращение Ария из ссылки стало одной из главных целей деятельности Евсевия после его восстановления на кафедре. Этого удалось добиться в 332/333 г. Затем была попытка вернуть Ария к церковному общению, прежде всего, в Александрийской церкви. Евсевий обратился к Афанасию с таким предложением, но получил отказ. После этого начинается открытая вражда между Евсевием и Афанасием. По приглашению Евсевия в Никомидию прибыла делегация египетских мелетиан с жалобами на деятельность Афанасия. На Соборе в Никомидии обвинения против Афанасия были приняты к сведению, а архиепископ был вызван в Никомидию для отчёта. Однако Афанасию удалось успешно оправдаться и даже заслужить уважение императора, назвавшего его «Божьим человеком». Тем не менее, обвинения против него не прекращались. Весной 334 г. по инициативе сторонников Евсевия для нового разбирательства был назначен Собор в Кесарии Палестинской, но Афанасий на Собор не явился. Евсевий воспользовался этим, чтобы опорочить Афанасия. В 335 г. Собор в Тире состоял, главным образом, из сторонников Евсевия Никомидийского, председательствовал епископ Евсевий Кесарийский. Против Афанасия был выдвинут ряд обвинений, однако большинство из них ему удалось опровергнуть. Не дожидаясь решения Собора, Афанасий направился ко двору в Константинополь с жалобой на суд церковных иерархов. Это послужило поводом к тому, чтобы объявить, что Афанасий признал свою вину, и Собор поспешил его осудить. Филосторгий сообщает, что на Тирском соборе Афанасий, видя, что ему не избежать осуждения, решил скомпрометировать Евсевия. Он подкупил некую блудницу, чтобы она пустила слух, будто забеременела от Евсевия. Однако, приведённая на Собор, она заявила, что не посмеет обвинять никого из почтенных епископов в таких преступлениях, и рассказала правду. После Тирского собора сторонники Евсевия возобновили попытки возвращения Ария в церковное общение. Решение об этом было принято на Иерусалимском соборе в декабре 335 г. Соборные заседания покинул епископ Маркелл Анкирский, который, так же как Афанасий, отправился в Константинополь с жалобой на евсевиан. Эти апелляции побудили императора Константина потребовать явиться в столицу участников Соборов в Тире и Иерусалиме. Делегация из шести епископов во главе с Евсевием представила императору отчёт о своих действиях, присоединив к прочим обвинениям сообщение о якобы имевшей место угрозе Афанасия прекратить вывоз хлеба из Александрии в Константинополь. Это обвинение было подтверждено пятью египетскими епископами (возможно, мелетианами). Таким образом, партии Евсевия удалось представить Афанасия в глазах Константина зачинщиком церковной смуты. 5 февраля 336 г. Собор в Константинополе подтвердил осуждение Афанасия. На этом же Соборе (или состоявшемся вскоре после него) был осуждён за савеллианство и епископ Маркелл Анкирский.

 



 
PR-CY.ru