ЕРЕСЬ - Страница 3

Гностицизм – оригинальное религиозное течение, появившееся одновременно с христианством – рассматривается как ересь только по той причине, что с ним боролись Отцы церкви. Гностики считают, что спасение даёт только познание, доступное немногим избранным. Докетизм – учение гностиков, утверждавшее, что тело Христа было не более чем видимостью, и его страдания и смерть не были реальными. С точки зрения эвионизма (учения, распространённого между иудео-христианами I в.), Христос был человеком и пророком, но не Сыном Божьим. Энкратизм – максималистское течение, требовавшее строгой целомудренности, распространялось на Востоке между II и IV вв. С точки зрения хомеизма, Сын Божий только во всём подобен, но не единосущен Богу Отцу. Иконоборчество – движение в Византии (VIII–IX вв.), отвергавшее культ икон и их использование в богослужении; оно основывалось на библейском запрете изображать Бога. Мессалинизм – аскетическое и мистическое сирийское учение IV–V вв., адепты которого вводили себя в транс и вызывали экстатические видения (осуждено на Эфесском соборе в 431 г.). Монофизитство признавало существование только одной природы в Иисусе Христе, а монофелиты (VII в.) полагали, что в Иисусе Христе божественна только воля. Оригенизм – течение мысли, утверждавшее «предсуществование» души до рождения человека. Несторианство учит, что в Иисусе Христе одновременно сосуществовали два лица – человеческое и божественное. Пелагианство настаивало на первичности и достаточности индивидуальных усилий для достижения спасения, отрицая действие божественного промысла. Савелианство не признавало различий между Отцом и Сыном. Субординатиатинизм (форма арианства) подчинял Сына Отцу в Святой Троице. Традуцианизм – восточное учение, в соответствии с которым душа передается человеку родителями при телесном зачатии. Появление некоторых ересей (например, арианства, оригенизма) оказывало большое влияние на разработку существенных богословских вопросов. Таким образом, ересь выступает как заметный прецедент в теологии, но не как направляющий фактор в её развитии, чем она и отличается от традиции. Для того чтобы формально квалифицировать некоторое учение как ересь, требуется наличие четырёх условий. Во-первых, предшествующее принятие настоящего крещения. Во-вторых, декларация своей неизменной принадлежности к христианской вере, т.к. в противном случае человек рассматривался бы как вероотступник. В-третьих, отрицание или сомнение в некой истине, которая уже признана церковью богооткровенной. В-четвёртых, моральная предосудительность выраженного неверия, связанная с тем, что называющий себя христианином отказывается принять христианский догмат. Поэтому, чтобы стать еретиком в строгом и каноническом смысле и быть отлучённым от сообщества верующих, человек объективно должен отрицать или подвергать сомнению истину, которая не просто провозглашается церковью, но основана на слове Божьем, возвещённом Богом в Священном Предании. Субъективно же этот человек должен признавать свою обязанность верить в истины Откровения. Если он добросовестно заблуждается, как это бывает с теми, кто воспитывался не в христианской среде, то это всего лишь «материальная» ересь, не подразумевающая ни моральной вины, ни греха против веры, хотя она и исключает человека из церковного общения.

 



 
PR-CY.ru