ЕРЕСЬ - Страница 2

Так, ученик апостола Иоанна Поликарп Смирнский (около 70 – 156 гг.) называл Маркиона «отродьем дьявола», а Игнатий Антиохийский видел в еретиках ядовитые растения или зверей в человеческом обличье. Христианские апологеты Юстин Мученик (около 100 – около 165 гг.) и Тертуллиан (около 155 – около 220 гг.) считали, что учения еретиков внушены им врагом рода человеческого. Апологет и толкователь священных книг Феофил Антиохийский (ум. не ранее 180/181 г.) сравнивал еретиков с бесплодными и скалистыми островами, о которые разбиваются корабли, а богослов и экзегет Ориген (около 185 – около 254 гг.) говорил, что они подобны морским разбойникам, зажигающим на скалах огни, чтобы заманить на них суда, ищущие безопасной гавани. Хотя впоследствии резкость выражений несколько смягчилась, однако в целом отношение к ересям оставалось прежним (оно было официально закреплено в постановлениях многих Соборов). Выражение «да будет анафема» («anathema sit»), по-видимому, было впервые применено к еретикам на Эльвирском соборе (в Испании) в 300–306 гг., а после превратилось в обычную формулу, используемую на всех Вселенских соборах. Например, при осуждении александрийского священника Ария (256 – 336 гг.) на первом Никейском соборе (325 г.), Константинопольского архиепископа Нестория (после 381 – около 451 гг.) – на Эфесском соборе (351 г.), Константинопольского архиепископа Евтихия (около 370 – после 454 гг.) – на Халкидонском соборе (451 г.) и иконоборцев – на втором Никейском соборе (787 г.). Таким образом, использование термина «ересь» обнаруживает отношение к борьбе различных идейных течений внутри самой церкви. Ортодоксия (православие) возникает в результате победы одного течения над другим, которое объявляется еретическим. С точки зрения ортодоксального христианства, традиционно рассматриваются как еретические следующие учения. а) Гностические ереси: авелиты, акефалы, альбигойцы, апелляне, богомилы, борбориты, докетизм, каиниты, катары, лукианисты, манихеи, маркиониты, николаиты, офиты, павликиане, сифиане (сифиты), татиане. б) Тринитарные ереси: савеллианство, арианство, македонианство (пневматомахи, духоборчество), тритеизм, даминианство. в) Экклесиологические ереси: монтанизм, арнольдисты, архонтики, афингане, борбориты, донатисты, филетизм. г) Христологические ереси: аполлинарианство, несторианство, евтихианство (монофизитство), монофелитство. д) Прочие ереси: пелагианство, флагеллиантство, исохристы. е) В истории  Русской православной церкви как еретические рассматривались следующие религиозные движения: стригольники (в XIV в.), ересь жидовствующих (в XV в.), молокане (до начала XIX в.). Множество ересей в христианстве связано с определением природы Христа. Для некоторых Он – только человек; для других, напротив, в Нём нет ничего человеческого, и Он обладает исключительно божественной природой, а Его телесная оболочка не более чем видимость. Так, адопционизм отрицает божественную природу Христа, признавая его Сыном Божьим только «по усыновлению» – после крещения в Иордане. Арианство – учение Ария из Александрии, в соответствии с которым Сын не единосущен Отцу, который его породил; Он божество вторичное и подчинённое (было осуждено церковными Соборами в Никее в 325 г. и в Константинополе в 381 г.). Аномеизм – крайняя форма арианства – утверждает, что сущность Бога заключена в Отце, а природа Сына совершенно с ней не сходна. Аполлинаризм – учение, отстаиваемое Лаодикийским епископом Аполлинарием (около 310 – около 390 гг.), не признававшим существование у Христа души и психологии человека. Согласно ереси катаров (альбигойцев), возникшей во Франции в XI в., существует равноправие между двумя противоборствующими принципами – Добром и Злом (дуализм). Его последователи заменяли таинства католической церкви одним духовным крещением (consolamentum), проповедовали целомудрие и бедность.

 



 
PR-CY.ru