ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 4

Так, Палладий сообщает, что Евагрий Понтийский сочинил три священные монашеские книги (так называемые опровергающие, излагая способы борьбы с демонами). Иероним Блаженный в письме к Ктесифону (около 414 г.) свидетельствует, что Евагрий Понтийский написал сочинения, обращённые к девственницам, к монахам, к Мелании, издал книгу и изречения о бесстрастии, и что его книги читали на Востоке, а также в переводах Руфина на Западе. В конце V в. Геннадий Марсельский сообщает, что Евагрий Понтийский («выдающийся знаток Божественной и человеческой литературы») написал много необходимого для монахов, в частности, советы против восьми главных пороков в восьми книгах; книгу изречений для простых анахоретов, состоящую из 100 глав; книгу 50 изречений для опытных подвижников; учение, пригодное для общежительных монахов; книгу к девственницам, посвятившим себя Богу; наконец, небольшое количество весьма таинственных изречений, понятных лишь опытным монахам (большую часть этих трудов Геннадий перевёл на латынь). Византийский церковный историк греческого происхождения Сократ Схоластик (около 380 – после 439 гг.), упоминая о литературной деятельности Евагрия Понтийского, приводит названия его главных сочинений: «Монах, или Об (аскетическом) делании», «Умозритель, или К удостоившемуся ведения» (в 50 главах), «Опровержение (извлечённое) из Божественных Писаний против искушающих демонов», 600 глав «Умозрительных вопросов» и два сочинения в стихах: «К монахам, проживающим в киновиях и общинах» и «К девственнице». Наиболее важную группу в богословско-литературного наследия Евагрия Понтийского составляют сочинения по преимуществу аскетического содержания, упомянутые древними авторами. Прежде всего, в неё входят несколько сочинений, обращённых к монахам-анахоретам: «Слово об (аскетическом) делании, или Монах», «Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения», «Умозрительные главы» или «Умозрительные вопросы». «Слово...» состоит из 100 «кратких глав», представляющих собой излюбленную Евагрием Понтийским форму изложения, положившую начало литературному жанру центурий (или сотниц) и посвящённых начальному этапу аскетической жизни – деланию, его целям и методам. В частности, речь идёт о восьми главных греховных помыслах и борьбе с ними, о страстях и бесстрастии, о добродетелях. Заключительные десять глав (отсутствующие во многих рукописях и имеющие иную литературную форму) представляют собой десять апофтегм – кратких изречений авторитетных Отцов, таких как Антоний Великий, Макарий Великий, Макарий Александрийский и др. Вероятно, эти главы (вместе с прологом и эпилогом) были впоследствии добавлены самим Евагрием Понтийским к первой редакции трактата, состоявшей из 90 глав, чтобы показать, что его учение, изложенное в данном трактате, основано на учении авторитетных египетских Отцов. Из всей трилогии «Умозрительные главы» являются самым таинственным и трудным для понимания трактатом Евагрия Понтийского, своего рода руководством для духовных размышлений, в котором автор не столько стремится дать чёткие дефиниции, сколько побуждает читателя к самостоятельному поиску и размышлению над предложенными темами. На эзотеризм содержания трактата указывает сам автор в прологе: «Кое-что мы утаили, кое о чём высказались прикровенно, дабы не давать святыни псам и не метать жемчуга перед свиньями; но это станет ясно тем, кто сами вступили на тот же путь». На первый взгляд, трактат не имеет чёткой структуры, и намёк на неё можно найти лишь в заключении трактата: «Исследуйте наши слова, о братья, и с рвением объясняйте эти сотницы согласно числу шести дней творения». Хотя в шести сотницах трактата нет чёткой связи с шестью днями творения, в них охватывается вся история тварного мира, начиная с его сотворения в виде «генады» разумных духов, их отпадения от Бога и кончая их апокатастасисом (см. Апокатастасис). Так, первая сотница начинается с утверждения «первого Блага, которому ничто не противоположно», затем следует «противоположение» творения, состоящего из противоположных начал и качеств, после чего идёт аскетическое рассуждение о разумных природах, ангелах, демонах, людях, мировых  лементах и т.п. в тесной связи с вопросами аскетического делания и созерцания. Вторая сотница начинается с утверждения, что тварный мир, созданный из ничего, является зеркалом Божественной благости, могущества и премудрости, что побуждает к размышлению над разнообразными аспектами творения, имеющими непосредственное отношение к духовной жизни человека.

 



 
PR-CY.ru