ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 3

Евагрий Понтийский зарабатывал себе на пропитание перепиской рукописей, проводил жизнь в строгом посте и молитве и, по словам Руфина, был человеком «необычайного воздержания», съедал день лишь 300 г хлеба с маслом, которое расходовал по пол-литра за три месяца, полностью воздерживался от овощей и фруктов и практически не пил воды. Спал он только треть ночи, оставшееся время проводил, прогуливаясь по двору, молясь и предаваясь созерцанию; днём также гулял, чтобы не заснуть, и изучал Священное Писание. По свидетельству епископа Палладия, Евагрий Понтийский проводил большую часть дня, «совершая по сто молитв». Борясь с вожделениями плоти, он мог простоять всю ночь напролёт голым в колодце зимой или по сорок дней не входить в жилище летом. Несмотря на столь суровые требования к себе, по отношению к другим Евагрий Понтийский был снисходителен и мягок, оставляя каждому свободу выбора. Его духовные дарования (и «Длинных братьев») вскоре привлекли внимание Александрийских епископов – Тимофея I (380–384 гг.), а затем Феофила (384–412 гг.), которые пытались привлечь их к активной церковной деятельности. Епископ Феофил в середине 390 гг. решил рукоположить Евагрия Понтийского во епископа Тмуисского, но тот уклонился от назначения, бежав в Палестину, возможно, к Мелании и Руфину (после возвращения в Келлии он написал епископу Феофилу, объяснив свой поступок). Невзирая на постоянный поток посетителей и строгий режим, Евагрий Понтийский находил время и для литературной деятельности. Многие его аскетические сочинения были хорошо известны в Нитрии и Скиту, а благодаря его иерусалимским друзьям и скрипторию монастыря на Елеонской горе некоторые из них быстро распространились и в других местах христианского мира (ряд сочинений Евагрия Понтийского Руфин перевёл на латынь, сделав их доступными для христианского Запада). Однако суровые аскетические подвиги подорвали его здоровье: он стал страдать от мочекаменной и желудочной болезни, так что в последние два года жизни ему пришлось ослабить строгий пост. Умер Евагрий Понтийский за несколько месяцев до того, как епископ Феофил начал гонения на монахов-оригенистов Нитрии и Келлий. В армянских святцах его имя упоминается 11 февраля, в коптской – в пятое воскресенье Великого поста. Евагрий Понтийский написал многочисленные и всеобъемлющие труды, оказавшие большое влияние на историю христианского аскетизма. Однако из-за его осуждения на Пятом Вселенском соборе и на последующих Вселенских соборах лишь небольшая часть сочинений сохранилась в греческом оригинале. Некоторые его труды, содержащие оригенистские взгляды, дошли до настоящего времени в древних переводах, – главным образом, в сирийских и армянских, а также в латинских, арабских, коптских и эфиопских, поскольку монофизитские и несторианские авторы, не признавая осуждения Евагрия Понтийского, продолжали считать его одним из авторитетнейших аскетических богословов, переписывать и изучать его сочинения. Некоторые его богословские труды вплоть до XX в. были известны под чужими именами – «Слово о молитве», «О восьми духах лукавства», «Прекословящий» и др. Выяснением авторства и изданием этих переводов, а также сопоставлением с сохранившимися греческими фрагментами и реконструкцией греческого оригинала занимались В. Франкенберг, Й. Мёйлдерманс, Б. Саргисян, И. Осер, Г. Бунге, А. Гийомон, К. Гийомон и др. Со временем обнаружилось, что многие аскетические сочинения Евагрия Понтийского, не содержавшие оригенистских взглядов, сохранились в греческом оригинале под именами Оригена, Афанасия I Великого, Василия Великого, Нила Анкирского (Синайского), Максима Исповедника и других авторов. Благодаря труду таких исследователей, как Ф. Дегенхарт, К. Хойсси, Мёйлдерманс, Х.У. фон Бальтазар, И. Осер, А. и К. Гийомон, М.Ж. Рондо, П. Жеэн и др., исследователям удалось установить их подлинное авторство. Тем не менее, вопрос о принадлежности Евагрию Понтийскому ряда сочинений для исследователей остаётся предметом дискуссий. Поэтому для определения круга его подлинных трудов помимо внутреннего свидетельства сочинений самого Евагрия Понтийского особенно важны свидетельства древних авторов о его богословско-литературной деятельности.

 



 
PR-CY.ru