ЕВФРАТА - Страница 3

Максимин Треверский требовал от императора Константа, чтобы тот заставил восточных епископов принять решения Сардикийского собора. В этой обстановке участие Евфраты в Антиохийском соборе 345 г. было воспринято галльскими епископами как отступление от Никейского Символа веры и уклонение в арианскую ересь. В 340 гг. западные епископы имели смутное представление об арианской ереси, воспринимая её как хулу на божественную сущность Христа (ср. признание Илария Пиктавийский в том, что он впервые узнал о ключевом понятии Никейского Символа веры – «единосущный», только оказавшись в изгнании во Фригии в 356 г.). Таким образом, деяния Собора 346 г. отражают неадекватное восприятие арианства в Галлии в 340 гг. Гипотеза о том, что деяния Собора в Колонии Агриппине были сфальсифицированы в середине VIII в. в Треверах, представляется исследователям бездоказательной. Документ составлен в соответствии с нормами поздней Античности, а не ранней каролингской эпохи. В нём приведена датировка по консулам, названия городов даны в формах IV в. (Nemetes и Vangiones вместо Spira и Wormatia). Луи Дюшен высказал предположение, что фальсификатор заимствовал даты, имена епископов и указания на занимаемые ими кафедры из подлинного документа IV в., вероятно, хранившегося в Треверах. По мнению исследователя, 12 мая 346 г. действительно мог проходить Собор епископов Северной Галлии с целью подписания актов Сардикийского собора и на Соборе в Галлии мог присутствовать Афанасий I Великий. С точки зрения Э. Гриффа, Собор был созван Максимином в Треверах по случаю прибытия в город Афанасия I Великого. Однако в актах Собора подпись Афанасия I Великого отсутствует. Возможным местом создания актов Собора указываются Треверы. Самое раннее упоминание об осуждении Евфраты исследователи встречают в Житиях Максимина Треверского – Первом, составленном во второй половине VIII в., и Втором, написанном аббатом Лупом Ферьерским в 839 г. К IX–X вв. исследователи относят тексты, происходящие из соседнего Льежского епископства, которое было подчинено Кёльнской кафедре. Это «Житие Серватия» («Gesta antiquiora»), а также первая сохранившаяся рукопись актов Собора, включённых в «Свод Дионисия-Адриана» («Collectio Dionysio-Hadriana»). Рукопись исследователи датируют 495–505 гг. и считают, что происходит она из аббатства Орваль (ныне хранится в Брюссельской королевской библиотеке). Х.К. Бреннекке предположил, что акты появились во время спора о первенстве между архиепископствами Трир и Кёльн, однако эта гипотеза не соответствует сведениям о взаимоотношениях между кафедрами в VIII в. Дискредитация Кёльнского архиепископства могла быть выгодной Майнцской кафедре, которая при Бонифации (745–753 гг.) решала вопрос о юрисдикции во Фризии. Однако подобная подделка не могла служить аргументом в споре между кафедрами (исследователи готовы согласиться с А. Франценом, что данный вопрос требует повторного рассмотрения). Согласно Эгидию Орвальскому (середина XIII в.), Евфрата умер вскоре после осуждения, его останки были сброшены в Рейн возле Нойса (ещё в XVII в. в Нойсе указывали место, где это произошло).



 
PR-CY.ru