ЕВФРАТА - Страница 2

Исследователи полагают, что вместе с этой делегацией на Запад возвратился и Евфрата. 12 мая 346 г. Евфрата был осуждён за арианство 24 галльскими епископами или их представителями на Соборе в Колонии Агриппине. В преамбуле деяний Собора перечислены имена 14 епископов, принимавших в нём участие, далее сообщается о том, что народ Колонии Агриппины и других поселений провинции Германия Вторая обвинил Евфрату в том, что он не считает Христа Богом. Исследователи отмечают, что деяния представляют собой реплики участников Собора, в том числе святого Максимина, епископа Треверов (ныне Трир), в которых они повторяют обвинение и требуют низложения Евфраты или даже отлучения его от церкви. Столь жёсткое обвинение Евфраты расходится с отзывами современника событий Афанасия I Великого, а также греческих церковных историков V в. Сократа Схоластика и Феодорита Кирского, которые хвалили Евфрата как защитника православия и исповедника, пострадавшего от гнусной выходки Стефана Антиохийского. Исследователи отмечают, что обвинения в его адрес не вписываются в контекст арианских споров, т.к. Арий не отрицал божественности Христа, но считал её «неполной». В начале XX в. представителями историко-критического направления (Луи Дюшен, В. Левизон) был поставлен вопрос о подлинности деяний Собора в Колонии Агриппине. Исследователи выдвинули гипотезу, что этого Собора не было, а сохранившиеся акты Собора представляют собой фальшивку, созданную в середине VIII в., как полагают исследователи, в Треверах, для подрыва авторитета архиепископской кафедры Колонии Агриппины. Исследовательская аргументация основывается на том, что у святителей Афанасия I Великого и Илария Пиктавийского упоминания о Соборе отсутствуют. С конца 345 г. до весны 346 г. Афанасий I Великий находился у императора Константа в Треверах, добиваясь поддержки императора в деле возвращения ему Александрийской кафедры. Осенью 346 г. святитель прибыл в Египет. Таким образом, в мае 346 г. он мог находиться в Галлии или Италии. Исследователи отмечают, что Афанасий I Великий намеренно умалчивал о фактах, компрометировавших никейскую партию, например, о подписании епископом Осием Кордубским (Кордовским) и Римским папой Либерием арианских Сирмийских формул. Из-за несогласия с действиями галльских епископов и нежелания афишировать разлад внутри никейской партии он мог умолчать и о Соборе в Колонии Агриппине (ср. его уверения антиохийцев в том, что Сардикийский Собор не принимал никакого дополнительного исповедания). Иларий Пиктавийский, включивший в свои сочинения ряд аутентичных документов, связанных с историей арианства на Западе, также ничего не сообщает о Соборе в Колонии Агриппине, но сохранились фрагменты его исторических сочинений против ариан. Наконец, галльские епископы выступали строгими приверженцами никейского вероучения и богословской позиции Афанасия I Великого, плохо понимая суть богословских споров на Востоке. Все противники Афанасия I Великого воспринимались ими как ариане, альтернативные формулы вероисповедания отвергались как арианские. Подобным образом была истолкована и пятая антиохийская формула, которая была немедленно отвергнута на Западе.

 



 
PR-CY.ru