«ЕВАНГЕЛИЕ ИУДЫ» - Страница 4

Значительная часть беседы посвящена теме сотворения мира. В финале кратко повествуется о предательстве Иуды: первосвященники хотели арестовать Иисуса, но боялись народа, считавшего Его пророком. Иуда взял деньги и передал Иисуса в их руки. Исследователи не сомневаются, что в «Евангелии Иуды» представлена одна из богословских систем гностицизма. В частности, она проявляется в космологии в последней части апокрифа. Согласно «Евангелию Иуды», сотворение мира началось с появления великого облака света (невидимого Святого Духа), из которого вышел ангел Автоген (Саморождённый), также называемый Бог-Свет. Он, в свою очередь, породил светила, ангелов и эоны. Двенадцать эонов составили потомка Автогена – небесного Первочеловека Адамаса. Адамас и светила также породили новые творения. Все они образуют космос, который называется в апокрифе «Погибель/Тление», что подчёркивает отличие гностической космологии от библейской, в которой мир творится благим Богом и только Им одним, и всё творение получает Божье благословение. В гностической же системе видимый мир является творением иного Бога – низшего Демиурга, в «Евангелии Иуды» он именуется Саклас (по мнению исследователей, от арамейского «глупец»; такое имя носит высший ангел в сочинениях из Наг-Хаммади таких, как «Ипостась архонтов», «Евангелие египтян», «Апокалипсис Адама», «Троеобразная протеннойа», «Апокриф Иоанна»). В космологии сифиан невидимый мир состоит из пяти адских глубин и семи небес, которые управляются архонтами. В частности, говорится, что Саклас создал правителей подземного мира, которые именуются Харметот, Галила, Йобель и Адонайос. В финале сотворения мира Саклас и его ангелы лепят по своему образу и подобию Адама и Еву, которые населяют космос. При этом они предстают не вершиной всего творения, а, наоборот, жалкими остатками творческой энергии. Праотец Сиф является порождением небесного Адамаса, а не порождением Адама, как об этом сказано в книге Бытие. Поэтому он становится родоначальником всех гностиков. С этого момента появляется деление на два рода (поколения) – небесный и земной. Хотя основная часть «Евангелия Иуды» посвящена событиям, имевшим место до Крестной смерти и Воскресения, Иисус в апокрифе описан таким, каким Он предстаёт в канонических Евангелиях после Воскресения. Он приходит к ученикам ниоткуда, буквально «является». Автор «Евангелия Иуды» признаёт чудеса, совершаемые Иисусом, говорит о Его человеческом облике и Его спасительной миссии, но в целом склоняется к докетической христологии. Вместо учения о Воплощении Логоса в апокрифе содержится отсылка к гностическому мифу о сошествии Спасителя из вышнего мира (царства) в телесную оболочку. Иисус в «Евангелии Иуды» смеётся над тем, что ученики исповедуют Его «Сыном нашего Бога», поскольку ни одно поколение не сможет познать Его. Только Иуда смог встать перед Иисусом и сказать: «Я знаю, кто Ты и откуда Ты пришёл». Иуда открывает ученикам, что Иисус происходит из «бессмертного царства Барбело» (т.е. Он – посланец высшего эона, андрогина Барбело). По этой же причине Иисус снова смеётся над учениками во второй беседе, когда они не могут постичь Его слов о том, что Он уходит к «великому и святому поколению» (т.е. к гностикам, семени Сифа). О 12 учениках в «Евангелии Иуды» говорится, что они принадлежат к земному роду (поколению), которое управляется звёздами. Постоянно подчёркивается, что ученики служат «иному Богу», а именно Демиургу Сакласу. По сути, автор «Евангелия Иуды» намекает, что 12 учеников – это 12 архонтов, которые столь злы, что проклинают 13-го архонта (Иуду), того, кто единственный может их освободить.

 



 
PR-CY.ru