«ЕВАНГЕЛИЕ ИУДЫ» - Страница 2

Правообладатели долгое время не допускали к изучению рукописи многих ведущих специалистов по апокрифической литературе и взяли с участников проекта подписку о неразглашении полученных сведений, из-за чего возникли подозрения в тенденциозном искажении опубликованных материалов и преждевременности выводов о характере и содержании текста «Евангелия Иуды», сделанных, в частности, Рудольфом Кассером и Бартом Эрманом. Политику правообладателей, конечно, исследователи во многом объясняют не только коммерческими интересами, но и плохим состоянием кодекса: значительную часть текста пришлось восстанавливать из осыпавшихся фрагментов страниц. Тем не менее, перепроверка данных затруднена тем, что издатели опубликовали лишь критическую реконструкцию текста, но не полноценное факсимиле кодекса. Три кодекса, обнаруженные вместе с «Кодексом Чакос», содержат: 1) греческую версию книги Исход (изначально около 88 листов с текстом, написанным маюскулом в одну колонку, на каждой странице – примерно 32 строки, датируется IV в.); 2) Павловы Послания (по крайней мере, Послание к Евреям, Послание к Колоссянам, первое Послание к Фессалоникийцам, Послание к Галатам, возможно, также Послание к Ефесянам и Послание к Филиппийцам) на саидском диалекте коптского языка (написаны курсивом, датируемым V в. или позже); 3) математический трактат на греческом языке (17 листов и множество фрагментов, курсив V в.). По сообщению Херберта Кросни, на последнем кодексе была помета, что он как-то связан с шестым пагом Оксиринхского нома, созданным около 307 – 308 гг. Заглавие «Евангелие Иуды» приводится в рукописи в конце текста апокрифа. Сочинение под таким названием было известно отцам церкви. Впервые оно упоминается Иринеем Лионским как произведение секты каинитов. Епифаний Кипрский называет «Евангелие Иуды» небольшим сочинением и также приписывает его составление каинитам. Последним, кому был известен этот апокриф, был Феодорит Кирский, который доказывал, что Иуда не мог написать это сочинение, т.к. повесился сразу же после предательства. Хотя многие ученые вслед за Б. Эрманом приняли гипотезу о принадлежности текста каинитам и считали главной целью сочинения апологию Иуды, в «Евангелие Иуды» исследователи находят немало таких моментов, которые заставляют их усомниться в этих выводах. Например, Каин, который должен был быть центральным персонажем для сектантов, ни разу не упоминается в «Евангелии Иуды». Образ Иуды исследователи находят неоднозначным, чтобы считать всё сочинение его апологией. В целом богословие каинитов у ересиологов изложено так тенденциозно, что появляются сомнения в существовании самой секты. По этой причине ряд исследователей предложили альтернативную гипотезу, согласно которой «Евангелие Иуды» создано в гностической секте сифиан (или сетиан, т.е. почитающих праотца Сифа). Богословское учение «Евангелия Иуды» (прежде всего, космология и демонология) имеет параллели в некоторых трактатах из Наг-Хаммади, которые считаются произведениями той же секты. Исследователи не сомневаются, что главной целью сочинения является полемика против кафолической церкви, которая основывает своё учение на предании, полученном от 12 апостолов. Автор «Евангелия Иуды» не просто отвергает канонические книги Нового Завета, но и стремится их перетолковать и построить на их основании свою богословскую систему (текст «Евангелия Иуды» содержит ряд параллелей с Новым Заветом, в частности, с Мф. 21:45–46; Лк. 22:1–2; Деян. 1:15–26; автор также знаком с Евангелием от Марка, прежде всего, с повествованиями об изгнании демонов и о том, как одержимые исповедуют Иисуса Мессией).

 



 
PR-CY.ru