ЕВТИХИЙ, Саид ибн Битрик - Страница 4

В 1906–1909 гг. издание «Истории» в двух частях осуществил Луис Шейхо в сотрудничестве с другими исследователями в серии «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium» с вариантами текста, содержащимися в издании Э. Покока. В 1985 г. в той же серии часть арабского текста с немецким переводом была издана М. Брайди. Через два года появился полный аннотированный перевод на итальянский язык, подготовленный Б. Пироне по изданию Л. Шейхо. Переводы отдельных фрагментов «Истории» на русский язык были опубликованы Николаем Александровичем Медниковым (1897 г.) и Александром Александровичем Васильевым (1902 г.). В настоящее время готовится полный русский перевод. Евтихий является автором ныне утраченной «Книги спора между еретиком и христианином», упоминаемой им в «Истории» и представлявшей собой расширенное изложение его аргументов против учения несториан и яковитов. В ответ на обличение последних коптский епископ города Ашмунейн Севир ибн аль-Мукаффа (X в.) написал после смерти Евтихия сочинение под названием «Книга Соборов». Со стороны несториан опровержение Евтихия предпринял Илия Бар Шинайя (X–XI вв.) в «Книге доказательства истины веры». С защитой несториан и яковитов также выступил мусульманский автор Ахмад ибн Таймия, который стремился опровергнуть доводы Евтихия и показать, что учение мелькитов является ещё более противоречивым. Содержащийся в «Истории» Евтихия вставной трактат против еретиков исследователи встречают также в сочинении, известном под названием «Книга доказательства во оправдание веры», которое рукописная традиция ошибочно связывает с именем Афанасия I Великого. На основании тождества пассажей в «Истории» и «Книге доказательства...» Г. Граф предположил, что последняя также написана Евтихием, выдвинув следующие аргументы: «Книга доказательства...» изначально составлена на арабском языке; её автором является мелькит; сочинение не могло быть написано позже 944 г. Полностью соглашаясь с этими аргументами, Ж. Насралла отметил, что в среде арабоязычных интеллектуалов-христиан при всей известности Евтихия как писателя данное сочинение считалось анонимным. Таким образом, соответствующий фрагмент из «Истории» Евтихия исследователи считают, скорее, вставкой, сделанной её позднейшим продолжателем. Исследователи полагают, что местом написания этого сочинения являлся один из монастырей Палестины, чем объясняют детальное знание автором топографии Святой земли и Южной Сирии и некоторую близость «Книги доказательства...» к «Точному изложению православной веры» Иоанна Дамаскина. По мнению исследователей, ранее приписывавшееся Евтихию повествование о событиях на Сицилии в 827–965 гг., которое следует за его «Историей» в кембриджской рукописи и известно по этой причине как «Кембриджская хроника», принадлежит не Евтихию, а некоему арабоязычному компилятору XI в., опиравшемуся на греческие источники.



 
PR-CY.ru