ЕРЕСИ В РОССИИ - Страница 2

Маркинизм XIV в. отозвался псковскими спорами об аллилуийя XV в., отмеченном распространением антитринитарной (см. Антитринитарии) ереси в Ростове, Твери, Пскове, Новгороде, Москве и появлением (в 1487 г.) нового самобытного учения – жидовствующих. Новгородско-московская ересь жидовствующих, «открытая» Новгородским архиепископом Геннадием и поначалу возглавляемая священниками Алексеем и Денисом, являлась отражением «умствований» околокняжеского кружка интеллектуалов, в который входили братья Фёдор и Иван-Волк Курицыны, дьяки Истома и Сверчок, переписчик Иван Чёрный, купцы Зубов и Иван Клёнов. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие настроения, а некоторые придерживались антитринитарских взглядов, подвергая критике с рационалистических позиций основной догмат православия о троичности божества. Ересь не носила массового характера, однако обладала столь очевидным и пугающим рационалистическим потенциалом, что не случайно предпринятые против неё церковные меры превысили все допустимые, в том числе морально-этические, нормы. Иосиф Волоцкий называл основателем этого вида ереси некоего «жидовина Схарию», приехавшего в 1471 в Новгород из Литвы, а самим еретикам произвольно вменяя приверженность к иудаизму. Наименование новгородско-московских еретиков конца XV – начала XVI вв. бытовавшее в дореволюционной литературе, отвергнуто советскими историками. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. В конце XV – начале XVI вв. еретическое движение распространилось на Москву. Московская ересь носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, сноха Ивана III, представители государственного аппарата (некоторые дьяки), купечества, профессиональные переписчики книг. Для московского кружка характерен интерес к гуманистическим идеям. В своих произведениях («Лаодокийское послание», «Написание о грамоте») Фёдор Курицын проводит мысль о свободе воли («самовластии души»), достигаемой путём образования, грамотности. В Москве около середины 1480 гг. сложился кружок во главе с московским митрополитом Зосимой, который позднее был обвинён в «непомерном питии», был отставлен, а возглавивший борьбу с вольнодумцами Иосиф Волоцкий, добился на Соборе 1504 г. вынесения ему осуждающего приговора. Были казнены также вожди новгородских стригольников Карп и Никита, погиб в темнице псковский монах Захар, низложены епископы Фёдор Добрый и Евфимий Вислень, изгнан из Ростова Маркиан, а Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплёв и Иван Максимов были сожжены в клетке на льду Москвы-реки, остальных подвергли другим репрессиям, проявив хорошее знание способов католической инквизиции, сведения о которой в своё время специально запрашивал архиепископ Геннадий. По соборным приговорам 1490, 1494, 1504 гг. сжигались и уничтожались книги еретиков. При этом ересь жидовствующих слилась с движением антииосифлян-нестяжателей (своеобразных «российских францисканцев») во главе с Вассианом Патрикеевым и при поддержке Максима Грека.

 



 
PR-CY.ru