ЕРЕТИК - Страница 3

Церковная история знает многочисленные случаи насилия и произвола, с помощью которых еретики пытались достигнуть своих целей. Классическим примером тому служит «Разбойничий» Собор 449 г. Еретики, по мысли Исидора Пелусиота, предпочитали не слушаться, а начальствовать, что лишало их возможности при изложении своих мнений достигать объективности. Утвердившись в собственной позиции по тому или иному вопросу вероучения, они уже ничего не хотели знать и ничему учиться. Вся их активность была направлена лишь на то, чтобы сеять «семена нового учения, не желая оставаться при том, что утверждено». Такое поведение еретиков вызывало к ним большое недоверие. Поэтому от них, например, согласно шестому правилу второго Вселенского собора не принимались обвинения в адрес епископа в совершении им церковных преступлений. Размышляя о феномене еретичества, некоторые из христианских писателей недоумевали, почему на протяжении истории церкви появлялось так много еретиков. Казалось бы, с Боговоплощением свет Истины должен был рассеять тьму неведения и заблуждения и привести людей к подлинному богопознанию. По поводу этого недоумения Исидор Пелусиот замечал, что еретиков было не меньше и до Боговоплощения, поскольку «все упивались пороком», так что дьяволу не было никакой нужды дополнительно искушать людей. Все «были ему подвластны»; язычников «он водил туда и сюда, как хотел»; иудеев доводил до того, что они «с неистовством предавались идолослужению и человекоубийствам». Что касается христианства, то пусть «никто не дивится тому», что в нём оказалось также очень много еретиков. Виновником этого является тот же дьявол. «Когда с небес снизошло спасительное Слово, Которое… дьяволу указало ожидающее его наказание..., тогда общий всех враг, видя, что наш род… свергает с себя порок и приемлет добродетель…, и услышав произнесённый над ним приговор, сильнейшую воздвиг на нас бурю и породил ереси. Не имея больше силы противостоять благочестию, старается… приводить многих в нечестие, личиною благоговения пытается извратить истину и нередко просиявших добродетельной жизнью низлагает развращёнными догматами». Поэтому, как отмечал Игнатий (Брянчанинов), «ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение…». Осуждение еретиков не является их наказанием или мерой воздействия со стороны церкви на того, кто исказил фундаментальные основы христианского вероучения. В этом отношении церковный суд отличается от суда гражданского. В тех странах, где христианство является государственной религией, гражданский суд может вынести в отношении еретика, подрывающего с точки зрения государства его устои, весьма суровый приговор, вплоть до лишения еретика жизни. Цели церковного суда иные. Своё основание они имеют в самом христианском учении, исключающем любое подавление свободы человека и насилие. Церковный суд ни к чему не принуждает еретика.

 



 
PR-CY.ru