ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич - Страница 2

На заседании местной учёной архивной комиссии 13 апреля 1909 г. благодаря И.Г. Ельцову удалось установить, что автором ирмосов и задостойников Успения Пресвятой Богородицы, Сретения Господня и Великого четверга был Пётр Иванович Турчанинов. Становлению авторитета И.Г. Ельцова способствовал епископ Иннокентий (Беляев), управлявший Тамбовской епархией в 1903–1909 гг. и в отличие от своего предшественника епископа Иеронима (Экземплярского) глубоко ценивший церковное пение. Стремясь возродить традицию раннехристианского церковного пения, он поручил И.Г. Ельцову организовать в тамбовском кафедральном соборе всеобщее пение прихожан. В 1909 г. епископ Иннокентий был переведён на Тифлисскую кафедру и пригласил И.Г. Ельцова переехать вместе с ним. При временном расформировании экзаршего хора (1–25 февраля 1915 г.), когда из-за военных событий деньги на содержание хора передавались турецким и персидским беженцам, епископ Иннокентий оставил И.Г. Ельцова регентом небольшого хора из служащих. Регентская деятельность И.Г. Ельцова на Тамбовской земле была необычайно интенсивной: только за 1907–1909 гг. в периодике было зафиксировано более 70 его выступлений. Пресса выделяла И.Г. Ельцова среди тамбовских регентов, указывала на «солидную известность» его хора: «...Он с хором – образец, он – тон на всю епархию». Отмечались также «великолепное», «блестящее», «могучее», «благородное», «музыкально-художественное», «молитвенное» исполнение, умелый подбор голосов (особенно теноровой партии), совершенство хоровой органики: безупречность хорового строя, слитность певческого ансамбля в голосовых партиях. Критические замечания касались «сильно завышенного тона», увлечения «велегласием», произвольного сокращения литургии, «недостаточности отделки сочинений», обращения к «декадентским направлениям в церковной музыке» (т.е. к сочинениям композиторов Нового направления), чрезмерной требовательности к певчим и др. Но всё перечисленное не нарушало целостного представления о И.Г. Ельцове как о регенте. Он улучшил состояние церковнопевческого дела в Тифлисе, преодолев возникший поначалу конфликт с местными музыкантами. Церковнопевческий репертуар И.Г. Ельцова включал более 60 произведений Евстафия Степановича Азеева, протоиерея Дмитрия Васильевича Аллеманова, Александра Андреевича Архангельского, Д.С. Бортнянского, Артемия Лукьяновича Веделя, Александра Тихоновича Гречанинова, Виктора Сергеевича Калинникова, Александра Дмитриевича Кастальского, Николая Ивановича Компанейского, А.Ф. Львова, Джузеппе Сарти, Павла Ниловича Драгомирова, протоиерея Петра Турчанинова, Петра Ильича, Павла Григорьевича Чеснокова, архимандрита Феофана (Александрова), Дмитрия Моисеевича Яичкова и др., а также его собственные сочинения. И.Г. Ельцов является автором церковных и светских (сохранились в рукописях) музыкальных произведений. Среди первых немало разнообразных обработок знаменного, греческого распевов, образцов сербского и грузинского церковного пения.

 



 
PR-CY.ru