ЕВМЕНИЙ - Страница 2

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до современных изданий греческих богослужебных книг, описывают службу 18 сентября очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Евмению. В славянских книгах память Евмения отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с начала XVI в. указывается кондак Евмению, а с конца XVI в. – общий тропарь четвёртого гласа. Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с начала XVII в. (по мнению исследователей, в связи с изданием печатной Минеи в 1607 г., где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Евмению не употребляется. В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Евмению удаляются, остаётся только указание на кондак второго гласа. Последование Евмению, помещаемое в современных богослужебных книгах, включает кондак второго гласа на подобен «Вышних ища:» (только в славянских); канон, составленный гимнографом Иосифом, второго гласа, с акростихом, ирмос, цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям исследователям известны и другие песнопения, не вошедшие в современные издания: кондак первого гласа, кондак четвёртого гласа. Евмений, несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачён в фелонь (иногда в крещатую – полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках. Образ святого включён в большинство известных минейных циклов на сентябрь и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии императора Василия II (976–1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (третья четверть XI в.); в греко-грузинской рукописи XV в. (так называемой Афонской книге образцов; Российская национальная библиотека – везде в рост), в настенных минологиях церквей (великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), – оплечно; Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (около 1386 г.); великомученика Георгия в селе Воронец, Румыния (1546 г.), – в полиставрии; св. Апостолов (св. Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561 г.), – под 20 сентября; святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского монастыря, 1569 г., Третьяковская галерея; на иконе «Минея годовая», начало XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Георгия Павловича Тепчегорского (1713 г., с посохом в левой руке) и Ивана Константиновича Любецкого (1730 г.) – везде в рост). В греческой «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) Евмений упомянут в разделе «Святые старцы» с указанием писать его «с круглою бородою». Русские иконописные подлинники XVIII в. имеют сходные описания облика святого с той разницей, что в подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова Евмений назван в соответствии с чином прославления преподобным и чудотворцем, тогда как у Сергея Тихоновича Большакова эти определения отсутствуют: «Подобием стар, сед, брада покороче Власиевы (священномученика Власия Севастийского), аки Григория (Григория Великого Двоеслова), на конец космочки, риза святительская крестечная, испод вохра с белилом, патрахиль и омофор, в руках книга».



 
PR-CY.ru