ЕВФИМИЯ - Страница 2

Когда в 1398 г. князь Стефан был обвинён (возможно, ложно) вельможами перед султаном в переговорах с враждебным османам венгерским королём, Евфимия и Милица отправились в резиденцию султана Баязида в Серры, чтобы оправдать своего правителя. По свидетельству очевидцев, Евфимия бесстрашно разговаривала с султаном, благодаря чему миссия удалась. Тогда же они уговорили султана отдать им захваченные турками при взятии города Видин мощи преподобной Параскевы (Петки) Тырновской, которые были торжественно перенесены в Сербию. Лично знавший Евфимию будущий митрополит Киевский Григорий Цамблак так характеризует её: «...Постничьства же украшене сущи, и деанием и добродетелми, в премудрости же и остроумии многых превъсходещи». С поездкой в Серры (1398/1399 г.) связан её вклад в Хиландар шитой золотом и серебром (возможно, собственноручно) завесы (катапетазмы) для царских врат монастырского собора с изображением Христа Великого Архиерея, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, считающейся шедевром сербского лицевого шитья рубежа XIV и XV вв. (ныне в ризнице монастыря). У ног Спасителя вышито пространное «Моление» от лица Евфимии, поэтическое содержание и стиль которого навеяны евхаристическими молитвами Симеона Нового Богослова. Евфимия внесла заметный вклад в прославление князя Лазаря. В 1402 г. в Любостине в его честь она написала Похвалу и вышила её текст на покрове для раки с его мощами (ныне в Белграде). Особенностью покрова является отсутствие на нём изображений: кроме орнаментальной узкой каймы с растительными мотивами всю площадь занимает вышитый золотом на алом атласе текст. Похвала отличается оригинальностью и поэтичностью, проникнута патриотизмом и сильным личным чувством. Композиционное и образное совершенство текста и целостность ощущения личной и общественной (государственной и национальной) трагедии делают Похвалу одной из вершин средневекового сербского литературного творчества. После 1402 г. Евфимия приняла схиму. Последнее свидетельство о себе она оставила в греческой надписи на лицевой плащанице с изображением Христа во гробе с предстоящими ангелами, вышитой золотыми и серебряными нитями около 1405 г. и предназначенной для неизвестного монастыря в Восточной Македонии, в котором находилась могила её матери (ныне в ризнице монастыря Путна, Румыния). Посередине покрова на греческом языке вышито песнопение Великих пятницы и субботы – плач Богоматери. Работа близка по стилю к фрескам монастырей Манасия (Ресава) и Каленич и является роскошным памятником шитья моравской школы начала XV в. Евфимии также приписывается два воздуха (покрова для священных сосудов) – конца XIV в. и начала XV вв. Похоронена в мраморном саркофаге в припрате церкви монастыря Любостиня.



 
PR-CY.ru