ЕВФИМИЙ, Евтимий - Страница 4

Почти в полном составе книжное наследие Евфимия перешло в Валахию и Молдавию, где, как предполагают учёные, был полностью переписан десятитомный свод отредактированных им Житий, похвал и служб. Труды Евфимия копировались в Бачковском и Рильском монастырях, в сербских землях, на Афоне, в Великом княжестве Литовском, в Москве и Новгороде. Из Житий, составленных Евфимием, на Руси и в Великом княжестве Литовском стали популярными Жития Параскевы (Петки), Илариона Мегленского и Филофеи Тырновской, из Похвальных слов в русских торжественниках встречается только Похвала равноапостольным Константину и Елене и перевод отрывка из творения Кесарийского епископа Евсевия , посвящённого императору Константину. В XVI в. написанные Евфимием Жития болгарских святых вошли в Великие Минеи Четьи, в XVIII в. – в свод Димитрия Ростовского. Ссылаясь на то, что не сохранилось ни одного болгарского списка Похвального слова Евфимию митрополита Григория Цамблака, К. Иванова пришла к выводу, что автор написал его в период проповеди в Сучаве либо в период пребывания на кафедре в Киеве с целью инициировать прославление своего учителя, а не как следствие распространения его почитания. На основании упоминания Евфимия как святого в заглавии одной из молитв в Служебнике начала ХVI в. Полихроний Агапиевич Сырку сделал вывод, что в XVI в. Евфимий почитался в афонском монастыре Зограф, а отсутствие более поздних следов его почитания (в том числе Жития и службы) объяснил последовавшим запустением монастыря. Помимо Похвального слова в отрывке рукописи, происходящей из Бобошевского монастыря, под 17 июля сохранилась стихира, посвящённая Евфимию. На основании текстуальных совпадений между Похвальным словом и этой стихирой исследователи предположили, что была и служба в честь Евфимия, которая не сохранилась. Современная служба в честь Евфимия была составлена Левкийским епископом Парфением (Стаматовым) в 1951 г. Самая ранняя икона Евфимия (двусторонняя – на второй стороне Феодосий Тырновский) второй половины ХVIII в. из церкви во имя св. Петки в городе Ловеч (ныне в городском музее) близка к его изображению в «Стематографии» Христофора Жефаровича. Захарий Зограф в 1847–1848 гг. изобразил Евфимия на южной стене притвора Троянского монастыря и в Преображенском монастыре Велико-Тырнова, а в 1864 г. А. Атанасов и Г. Данчев – в Араповском монастыре св. Недели.



 
PR-CY.ru