ЕВФИМИЙ - Страница 5

По мнению исследователей, уже тогда существовала традиция изображения преподобного с двуперстием. Сохранилось описание ранней иконы Евфимия (в надписи назван «новым чудотворцем»), в 1914 г. находившейся в архангельском во имя архангела Михаила мужском монастыре: «Согласно с сказаниями о явлениях преподобного разным лицам, он изображён «великий ростом, с большою бородою, в монашеской мантии и епитрахили»: правая рука его простёртая, несколько отклонённая в сторону (в молитвенном положении, а не для благословения), имеет двуперстное сложение, а левая держит и жезл игуменский и свиток. По мнению исследователей, в таком изображении нельзя не видеть тенденциозного намерения изобразить прославленного угодника времени патриарха Иосифа: очевидно, естественнее было изобразить святого настоятеля монастыря с жезлом в одной руке и свитком – в другой, между тем удержав эти два иконописные атрибута преподобного в левой руке (что совсем неудобно), правую, приподнятую вверх, в отклоненном положении изобразил так, что трудно понять – молитвенное положение руки он имел в виду или для благословения; но изображение говорит более в пользу первого». Игумен Антониева Сийского монастыря Феодосий, проводивший в 1650 г. расследование о новоявленных мощах Евфимия, предположительно стал инициатором и автором создания его иконописного образа, поскольку сам был иконописцем. В Сийском подлиннике изображение Евфимия отсутствует, но есть два близких по иконографии рисунка преподобного Евфимия Великого, возможно, тезоименитого святого Евфимию (их память праздновалась в один день). По мнению исследователей, образ нового архангельского чудотворца, скорее всего, старались приблизить к типу известного христианского святого. В 1683 г. Холмогорский архиепископ Афанасий (Любимов) писал настоятелю Сийского монастыря, что видел образы Евфимия. После запрещения почитания святого в конце ХVII в. его изображения могли быть изъяты из иконописных подлинников. По-видимому, к этому времени несколько икон преподобного было создано иконописцами по заказу Антониева Сийского монастыря, а также мастерами холмогорской артели. Описание внешнего облика Евфимия с характерными атрибутами в левой руке встречается в иконописных подлинниках ХVIII в. – 1830 гг. под 20 января: «Сед, брада доле Сергиевы, в клобуке чёрном, правой благословляет, в левой свиток и ключ (клюка)» (первая треть XVIII в. – Российская национальная библиотека); «преподобнаго отца нашего Евфимия, иже у города Архангельскаго новаго чудотворца; подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобническия, на главе клобук чёрный, правая рука аки благословенна, а в левой свиток и клюка». Исследователям известны две единоличные иконы с изображением Евфимия. На более ранней, конца XVII – начала XVIII вв. (Архангельский музей, 32,2х27,2 см), святой представлен фронтально, в полный рост, десница приподнята в благословляющем жесте, в левой руке – игуменский жезл и свёрнутый свиток (очевидно, в основе иконографии – ранний оригинал из Архангельского монастыря).

 



 
PR-CY.ru