ЕВФИМИЙ - Страница 2

Автор редакции провёл последовательную стилистическую переработку первоначального текста в сторону большей литературности, при изложении чудес придерживался хронологического порядка, даты опускал (есть лишь указание в начале текста на год обретения мощей Евфимия). Автором «Повести...» исследователи считают игумена Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря преподобного Феодосия Сийского (1644–1652, 1662–1687 гг.), которому в 1650 г. Новгородский митрополит Никон (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) повелел освидетельствовать мощи новоявленного святого и провести расследование о чудесах. По мнению исследователей, ответом на это повеление и стало создание «Повести...», в которой святой был отождествлён с игуменом Михаило-Архангельского монастыря Евфимием (основания для отождествления исследователям неизвестны). Мощи Евфимия были обнаружены 7 июля 1647 г. холмогорским кузнецом Е. Трофимовым, копавшим яму для установки кузнечного горна на дворе князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, архангельского воеводы с июня 1646 г. по 1648 г. Двор воеводы находился неподалёку от церкви Происхождения честных древ Креста Господня, возведённой на месте, где до пожара в Архангельске 15 июля 1636 г. располагался Михаило-Архангельский монастырь, после пожара возобновлённый уже в отдалении от города. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня имела придел архангела Михаила и принадлежала Михаило-Архангельскому монастырю. Первое чудо от мощей произошло сразу после их обнаружения: прервав работу и выказав непочтительное отношение к останкам, Е. Трофимов вдруг заболел «трясовицей» и получил исцеление лишь после панихиды, отслуженной по повелению воеводы над обретённым гробом. 9 июля 1647 г. гроб с мощами неизвестного чудотворца перенесли и похоронили у церкви Происхождения честных древ Креста Господня. При перенесении мощей видели, что деревянный гроб почти не тронут временем, а вода в вырытой могиле возле церкви вдруг чудесным образом исчезла. Над захоронением поставили деревянную гробницу, у которой в скором времени стали совершаться чудотворения (хотя местные жители не сразу уверовали в новоявленного святого). Весть о явлении нового чудотворца в Архангельске распространилась далеко за пределы города. Люди разных званий, обращавшиеся к нему с молитвами в Холмогорах, селе Емецком, Мезени, на Белом море, получали помощь и исцеление. Свидетельства об исцелениях и о явлениях святого тщательно собирались и записывались. По мнению исследователей, главным инициатором сбора свидетельств был воевода князь Ю.П. Буйносов-Ростовский. По его указанию в ноябре 1647 г. в воеводской канцелярии были собраны «росписи речей» посадских людей, служилых людей и духовенства о чудесах новоявленного святого, дополненные «допросными речами», зафиксированными в декабре 1647 г.

 



 
PR-CY.ru