ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

К середине XIX в. в ризнице хранились восьмиконечный крест чеканной работы, украшенный серебром и финифтью (вклад 1667 г. в Снетогорский монастырь), с частицами святынь; серебряный крест, в который вставлены, согласно надписи, «часть от гроба Господня, часть мощей апостола Андрея, часть от жезла Ааронова»; серебряный ковш (вклад царевича Ивана, сына царя Ивана IV Васильевича); два серебряных стакана (вклад царя Фёдора Ивановича); три «старинных» кубка, «драгоценный» потир 1776 г.; Евангелие в окладе из цветной парчи (вклад 1686 г. боярина Бориса Петровича Шереметева в Снетогорский монастырь), Евангелие в серебряном позолоченном окладе 1708 г. К концу XV – XVI в. Елеазаров монастырь стал в псковских землях духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерский монастырь выступал за сохранение псковской независимости, Елеазаров монастырь отстаивал необходимость усиления государства вокруг Москвы. Главным выразителем этой идеи был старец Елеазарова монастыря Филофей (около 1465 – 1542 гг.), автор сочинений, развивавших историософскую идею Третьего Рима, вселенской ответственности Руси за православие. Елеазаров монастырь был одним из центров книжности. Среди монахов (учеников Евфросина) было много «разумеющих книжную мудрость». Ближайший ученик Евфросина игумен Памфил в начале XVI в. написал послание наместнику великого князя в Пскове с настоятельной просьбой искоренить «беззаконное и богомерзкое празднование» псковичами дня Ивана Купалы – навечерия праздника Рождества Иоанна Предтечи. Это послание содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание языческих обычаев «купальского праздника». Послание Памфила имеет две редакции – Краткую (Российская национальная библиотека) и Летописную (полностью внесена в первую Псковскую летопись под 1505 г. см.: Полное собрание русских летописей). По мнению некоторых исследователей, в обители была отредактирована первая Псковская летопись, переписаны труды отцов церкви. По ошибочному предположению псковского исследователя Леонида Алексеевича Творогова, именно в Елеазаровом монастыре в 1490 гг. – 1510 г. было переписано «Слово о полку Игореве», впоследствии попавшее к Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. Исследователи полагают, что в первой половине XVI в. было сформировано основное книжное собрание Елеазарова монастыря. Сохранилась опись библиотеки Елеазарова монастыря в составе писцовой книги Григория Ивановича Мещанинова-Морозова и И.В. Дронина 1584–1585 гг. (в списках XVIII в.; Российский государственный архив древних актов).

 



 
PR-CY.ru