ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Согласно Николаю Ильичу Серебрянскому, по сравнению с другими монастырскими правилами Устав преподобного гораздо чаще встречается в древнерусской письменности XVI–XVII вв. В библиотеках русских монастырей Устав стал появляться со второй половины XVI в. Главное внимание Устав обращает на внутреннюю сторону монашеской жизни. Евфросин почти не останавливается на регламентации внешнего поведения монахов, делая основной упор на развитие духовного подвига братии, что дало возможность относить основателя Елеазарова монастыря к предшественникам Нила Сорского, Так, Игорь Корнильевич Смолич отмечает сходство представлений преподобного Евфросина Псковского о повседневной жизни монаха с устроением иноческого жительства у преподобного Нила Сорского: «...Оба подвижника в сущности стремились к одной цели: устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь её от обмирщения». Внешним же началом к духовному подвигу служили, по мнению преподобного, две основные добродетели – послушание игумену и нестяжание. Больше половины глав Устава (15 из 28) посвящено именно этим монашеским добродетелям. Устав затрагивает различные аспекты монастырского общежития: в Елеазаровом монастыре запрещалась личная собственность, питьё вне общей трапезы (кроме случаев болезни). Насельникам надлежало не нанимать игумена, а искать «богорадного, добре разумнаго и духовна человека и искусна о всем», иноки должны во всём быть ему послушны (под угрозой заключения «в темници» до покаяния). В главе «О наёмном деле» утверждается, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам». В монастырь не пускали женщин и «голоусых» юношей. Запрещались пьянство, приём детей на обучение грамоте, не дозволялось иметь скотину женского пола, братии мыться в банях, носить дорогую одежду. Особые главы устава посвящены странноприимству, безвозмездной помощи голодающим, строгому соблюдению постов. Много внимания Евфросин уделял монастырскому уставному богослужению. В главе «О церковном сходе» он раскрывает значение церковной молитвы, превосходство её над келейной: «Аще и всю нощь стоиши в келии своей на молитве, не сравняется единому «Господи помилуй» общему». На этом основаны строгие правила Евфросина, определившие порядок церковного богослужения и участия в нём братии. Так, всенощное бдение в Елеазаровом монастыре продолжалось всю ночь до наступления дня. Сохранившийся церковный Устав XVII в. даёт исследователям представление о порядке и об особенностях повседневного богослужения в обители (Исторический музей) и свидетельствует о том, что и в это время в Елеазаровом монастыре отношение к церковному богослужению не изменилось: совершалось оно почти так же продолжительно и уставно, как и при жизни Евфросина.

 



 
PR-CY.ru