ЕЛЕВФЕРИЙ - Страница 2

По преданию, впоследствии мощи Елевферия покоились в церкви св. Иоанна (Сан-Джованни делла Пинья). В 1591 г. они были перенесены в церковь св. Сусанны на Квиринале; ныне находятся в капелле св. Лаврентия. Считается, что декретом «Magno Munere» (включён в корпус Лжеисидоровых декреталий) Елевферий подтвердил апостольское постановление, согласно которому христиане не должны считать какую-либо пищу нечистой (ср.: Рим. 14; Кол. 2:16-17; 1 Тим. 4:3), однако этот приписываемый папе документ является подложным. В «Liber Pontificalis» приводится начало легенды о праведном «короле» бриттов Луции, который якобы послал Елевферию письмо с просьбой прислать в Британию христианских миссионеров и крестить его. Впервые об этой легенде упомянуто в «Церковной истории» Беды Достопочтенного, впоследствии она получила развитие у Гальфрида Монмутского. Беда Достопочтенный добавляет также, что с понтификата Елевферия до правления римского императора Диоклетиана британские христиане не подвергались гонениям. Эта легенда не подтверждается ранними источниками и, как полагают исследователи, не заслуживает доверия. Адольф фон Гарнак предложил вместо Britannia читать Berytana (одно из названий Эдесского царства). В это время между Эдессой и Римом велась оживлённая переписка, связанная с распространением в Риме гностических идей Бардесана Эдесского. О существовании эдесского царя с именем Луций (или Лукий) исследователям неизвестно, но они предлагают, что, поскольку эдесские цари были союзниками римских императоров, один из царей мог принять римское имя Луций как дополнительное. Тертуллиан в сочинении «Против Праксея» упоминает, что Праксей был вынужден оправдываться перед неким Римским епископом, который ранее, как и его преемники, был склонен к монтанизму, хотя впоследствии отошёл от этого учения. События, о которых упоминает Тертуллиан, могли относиться к понтификату Зеферина или непосредственного преемника Елевферия на Римской кафедре Виктора I. В таком случае Елевферий попадает в число «предшественников», склонных к монтанизму. В послании Лугдунских мучеников, направленном Елевферию, содержится полемика с приверженцами этой ереси. Наиболее ранним свидетельством почитания Елевферия является упоминание о нём в Мартирологе Иеронима Стридонского. В более раннем римском календаре «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» (середина IV в.) сведений о Елевферии нет. Заметка о папе Римском из «Liber Pontificalis» была включена в Мартиролог Адона Вьеннского, а затем в Мартиролог Узуарда (вторая половина IX в.). В «Перечне святых» Петра Наталиса Елевферий впервые назван мучеником.



 
PR-CY.ru