ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - Страница 8

Помимо этого монастырь получал денежную помощь из христианских стран. Особой щедростью славились герцоги Нормандии X–XI вв., регулярно оделявшие милостыней посланцев монастыря. Наконец, некоторые суммы жертвовали в монастырь паломники, стекавшиеся туда со всех концов христианского мира. Арабские географы аль-Мукаддаси (985 г.) и аш-Шабушти (ум. в 1000 г.) описывали монастырь великомученицы Екатерины как процветавший и с большим количеством монахов, автор Х в. Ахмед ибн аль-Касс упоминал о 60 монашествующих. Среди синайской братии IX–XI вв. известны как арабоязычные уроженцы Египта и Сирии, так и византийские греки и представители других народов. В X–XI вв. заметную роль на Синае играла грузинская община. Большое значение для дальнейшей истории монастыря имело предание о перенесении ангелами тела великомученицы Екатерины на вершину горы, соседней с горой Синай, где оно было чудесным образом обретено монахами. Впоследствии эта гора стала называться горой св. Екатерины. Мощи великомученицы были положены в небольшой церкви, построенной на вершине горы, а затем перенесены в соборный храм монастыря великомученицы Екатерины. Вопрос о хронологии этих событий остаётся для исследователей открытым. Самые ранние упоминания о мощах великомученицы Екатерины на Синае в агиографических источниках относятся к концу Х в. Традиционно обретение мощей на вершине горы датируется временем около 800 г. Но паломники начинают упоминать о них только с первой половине XI в. Однако умолчание более ранних источников, в том числе Александрийского патриарха Евтихия (933–940 гг.), компенсируется наличием в арабской рукописи конца IX – начала X вв. трактата о честной главе великомученицы Екатерины. Дата перенесения мощей в соборный храм исследователям неизвестна. По их мнению, это произошло в конце XII в. Филипп де Милли в 1160 гг. ещё видел мощи на горе св. Екатерины, но в XIII в. паломники поклонялись им уже в монастыре. Мощи святой находились в мраморной раке, от них происходило мироточение. В настоящее время мощи состоят из честной главы и левой руки. Разницу между первоначальной находкой целиком нетленного тела святой и его нынешним состоянием традиционно считают результатом раздачи на протяжении веков частей мощей знатным паломникам. Приблизительно с XI в., с ростом почитания великомученицы Екатерины, Синайский монастырь, посвящённый Пресвятой Богородице и Неопалимой Купине, с собором в честь Преображения Господня стал называться также монастырём великомученицы Екатерины. В XIII–XIV вв. новое название вытеснило предыдущие. Почитание великомученицы Екатерины широко распространилось в Западной Европе, знакомой с синайскими святынями по рассказам паломников и синайских монахов – сборщиков милостыни.

 



 
PR-CY.ru