ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - Страница 7

По преданию, последний из монастырей массива Умм-Шомар, Дейр-Антуш, просуществовал до начала XVIII в. Первые столетия правления Аббасидов отмечены переходом большей части христиан на арабский язык и соответствующей сменой идентичности: быстрее всего этот процесс шёл у мелькитов (православных) Палестины. В монастырях переводились церковные книги, создавались оригинальные апологетические и исторические сочинения на арабском языке. Хотя основной центр этой литературной активности находился в лавре св. Саввы Освященного, монастырь великомученицы Екатерины также был вовлечён в процесс создания арабоязычной христианской литературы, которая уже вполне оформилась к рубежу VIII и IX вв. Самые ранние арабо-христианские рукописи сохранились именно в монастыре великомученицы Екатерины, который за многие века ни разу не был разрушен и разграблен. Древнейшие датированные арабские рукописи Синайской библиотеки относятся к 859 (873?) и 867 гг. В колофоне сборника конца IX – начала X вв. сообщается, что содержащиеся в нём тексты переведены с греческого на арабский язык в 771 г. Образцом оригинального литературного творчества синаитов на арабском языке стало Житие Абд аль-Масиха ан-Наджрани, мусульманина, принявшего христианство и ставшего экономом, а затем настоятелем монастыря великомученицы Екатерины. Около 860 г. был казнён наместником Рамлы за отступничество от ислама. Часть его мощей была впоследствии перенесена в монастырь великомученицы Екатерины. Датировка этих событий остаётся для исследователей предметом дискуссий, они полагают, что Абд аль-Масих жил столетием раньше. Исследователи высказывали предположения о существовании на Синае уже в конце IX в. собственной школы арабского книгописания с характерными особенностями грамматики, синтаксиса и орфографии. В западной паломнической литературе сохранились описания Синайского монастыря, восходящие к началу IX в. Упоминались, в частности, игумен Илия и 30 братий монастыря. В 941 г. синайский монах Исаак, уроженец Эль-Масисы (Мопсуестии), был против своей воли возведён на Александрийский патриарший престол. Судя по всему, монастырь существовал, главным образом, за счёт пожертвованных ему владений (вакфов). Самые ранние свидетельства о них относятся к началу XI в., однако они отражают уже сложившийся комплекс монастырских имуществ. По аналогии с другими монастырями того времени исследователи делают вывод, что вакфы монастыря великомученицы Екатерины представляли собой как сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, финиковые рощи), так и городскую недвижимость (дома, бани, кайсарии – торгово-ремесленные центры). Эти владения находились в различных местах Египта и других районах Ближнего Востока.

 



 
PR-CY.ru