ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - Страница 6

Кризис и ослабление ближневосточной христианской культуры византийского типа исследователи относят ко второй половине VIII – началу IX вв. Причины и обстоятельства этого кризиса им до конца не понятны, в том числе и в связи с резким сокращением начиная с IX в. письменных и археологических источников. Это в полной мере относится и к Синаю, где после Анастасия Синаита надолго прекращается культурное творчество. Прямым отражением кризиса синайского христианского социума стала исламизация части «рабов» монастыря в правление халифа Абд аль-Малика (685–705 гг.). В их среде, видимо, на религиозной почве, произошли кровавые междоусобия, часть «рабов» погибла, другие бежали, оставшиеся приняли ислам. Монахи разрушили покинутый посёлок «рабов» (он оставался в развалинах и через 200 лет, при патриархе Евтихии Александрийском, с чьих слов известна эта история. Исследователи полагают, что уже в то время «рабы» перешли на полукочевой образ жизни. Несмотря на обращение в ислам, они продолжали считать себя монастырскими «рабами», а в иерархии синайских бедуинов занимали самое низкое положение. Сокращался ареал христианского присутствия на Синайском полуострове. После арабского завоевания в источниках перестают упоминаться христианские общины городов средиземноморского побережья: Острацина, Ринокорура (ныне Эль-Ариш), Пелусий (ныне Эль-Фарама). Исследователям не вполне ясно время исчезновения в них христиан. Сами прибрежные города были большей частью разрушены в эпоху Крестовых походов XII–XIII вв. По мнению исследователей, единственным христианским анклавом Синая остался треугольник между монастырём великомученицы Екатерины, Фараном и Раифой. Хотя Фаран упоминается автором XII в.  илом Доксопатром в числе митрополий Александрийского патриархата, город к тому времени мог уже прийти в упадок. Порфирий (Успенский), описавший в 1845 г. развалины Фарана, отмечал резкий контраст между руинами византийских кирпичных построек и значительно уступавших им по размерам и качеству средневековых домов из дикого песчаника. По данным арабских авторов, в середине XV в. Фаран был разрушен бедуинами и окончательно запустел. В раннеарабский период были покинуты почти все кельи и монастыри на горе Хорив. Лишь на трёх из 15 объектов византийского времени исследователи обнаружили наличие средневековой керамики. Кроме того, в Средние века на горе было возведено несколько часовен, однако постоянно монахи там уже не жили. Точно так же пришли в запустение монастыри в горах Умм-Шомар, к югу от горы Синай. Следы более позднего присутствия остались лишь в четырёх из 11 византийских обителей. Качество строительства резко ухудшилось: на смену прямоугольным византийским постройкам из обтёсанных камней пришли более грубые строения со скруглёнными углами, сложенные из дикого камня.

 



 
PR-CY.ru