ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - Страница 5

В ходе мусульманских завоеваний 630 гг. Синайский полуостров был включён в состав Арабского халифата. Около 630 г. правитель Айлы признал власть Мухаммада. В конце 639 г. через Синай прошла арабская армия, направлявшаяся на завоевание Египта. Под властью халифов христиане сохраняли свободу вероисповедания и внутреннюю автономию при условии соблюдения политической лояльности и выплаты подушной подати, от которой, впрочем, были освобождены монахи. Согласно позднейшему преданию, зафиксированному в XVII в. Иерусалимским патриархом Нектарием, синайские старцы ещё в 624 г. получили особую грамоту Мухаммада, в которой монахам и в целом христианам гарантировался ряд прав и привилегий, в частности, неприкосновенность церковных имений и освобождение монастырей от податей. Подлинник грамоты был, как утверждали, взят в Константинополь османским султаном Селимом I после завоевания им Египта (учёные Нового времени отрицают достоверность этого документа). В первые 100–150 лет существования Халифата ближневосточные христиане сохраняли прежние формы культуры и социальной организации. Византийская традиция продолжалась в активном церковном строительстве, массовом монашеском движении, грекоязычной письменности и литературном творчестве. Эти процессы наилучшим образом изучены на примере Палестины и Заиорданья, однако у исследователей есть все основания относить их и к Синайскому полуострову. Самые знаменитые из синайских монахов, во многом повлиявшие на византийское богословие, – Иоанн Лествичник (ум. в 649 г.) и Анастасий Синаит (ум. после 701 г.) – жили уже в арабскую эпоху. Предания о синайских отцах, современниках Иоанна Лествичника (Георгии Арселаите, Стефане Отшельнике, Иоанне Савваите, игумене Исавре, преемнике Иоанна Лествичника), свидетельствуют о сохранении в неизменном виде ранневизантийской монашеской традиции. Синай участвовал в богословских спорах, волновавших христианский мир того времени. На Латеранском соборе 649 г. среди отлучённых сторонников монофелитства фигурирует Фаранский епископ Феодор. Некоторые исследователи идентифицируют его с писателем Феодором Раифским, учеником Иоанна Дамаскина, выступавшим в защиту иконопочитания. В 869 г. епископская кафедра была переведена из Фарана в монастырь великомученицы Екатерины. Первый известный Синайский епископ Константин участвовал в Константинопольском соборе 869–870 гг., низложившем патриарха Фотия. Из источников IX в. явствует, что монастырь великомученицы Екатерины выступил представителем всего христианского населения Синая в сношениях с мусульманскими властями, в частности, в разрешении вопросов налогообложения.

 



 
PR-CY.ru