ЕКАТЕРИНА - Страница 6

Имя Екатерины не содержится в числе имён св. жён в старославянской молитве против дьявола (впрочем, исследователи не исключают, что это дефект единственного сохранившегося списка), но читается в составе молитвы Святой Троице, датируемой XI в. и созданной, по наиболее убедительному предположению исследователей, в Сазавском монастыре в Чехии. Об истории почитания Екатерины в Болгарии и Сербии сохранилось очень мало сведений. Её имя не входит в царский ономастикон, по мнению исследователей, потому, что воспринималось, прежде всего, как монашеское, а в Сербии отчасти и как «латинское» (из-за широкого распространения в Италии и католической Далмации). Исследователи считают едва ли случайным, что в ономастической части словаря Джуро Даничича, основанного, в первую очередь, на документальных источниках, все примеры имени происходят из Боснии, в культурном отношении тесно связанной с Венгрией, Италией и Далмацией. Сходная ситуация наблюдается исследователями на Руси, по крайней мере, до XV в. В домонгольское время им известен только один случай наречения именем Екатерины в княжеской семье дочери великого князя Всеволода Ярославича (Полное собрание русских летописей). С XV в. (как полагают исследователи, во второй половине) наблюдается достаточно широкое распространение изображений Екатерины в русской иконописи, в том числе житийной. Только в XVII в. имя вошло в царский ономастикон – его носила родившаяся в 1658 г. дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод Мученичества Екатерины, выполненный иеромонахом Арсением Греком и опубликованный в 1660 г. в составе Анфологиона, а также упоминание Екатерины (наряду с носящей её имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 г. иеромонахом Епифанием (Славинецким). На месте явления царю во сне Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII–XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили две императрицы. В России посвящения Екатерине монастырей сравнительно редкие, известны не ранее XVI в. Посвящения Екатерине церквей (в основном, придельных) до XVIII в. были только в больших городах. В Новгороде церковь во имя Екатерины на Торгу («на Козьей Бородке») перечислена среди деревянных церквей, сгоревших в 1310 г. (Полное собрание русских летописей), позднее (по крайней мере, с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел церкви Успения на Торгу (Полное собрание русских летописей). Приделы во имя Екатерины известны в Новгороде также при храмах Космы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах (Роспись новгородских церквей 1615 г.).

 



 
PR-CY.ru