ДЕВАИ БИРО - Страница 2

Латиноязычные труды, составленные Деваи Биро, помимо полемической цели послужили и распространению реформации в высших слоях венгерской знати. Отстаивая идею о всеобщей доступности Священного Писания, Деваи Биро поддерживал его перевод на венгерский язык и был одним из вдохновителей и инициаторов начала книгопечатания в Венгрии. Для среднего дворянства и городского мещанства писал на венгерском языке, пытаясь таким образом способствовать росту общей грамотности населения и распространению родного языка как литературного. Деваи Биро составил букварь на венгерском языке (1534, 1549 гг.), в котором сформулированы правила венгерского правописания, сыгравшие важную роль в формировании и усовершенствовании грамматических и орфографических основ венгерского языка. В конце 1536 г. Деваи Биро поехал в Виттенберг, однако по пути тяжело заболел и несколько месяцев провёл в городе Нюрнберге у своего виттенбергского сокурсника местного священника Теодора Витуса. С М. Лютером и Ф. Меланхтоном Деваи Биро встретился весной 1537 г., а предположительно в июне отправился в Базель для издания своих трудов. В конце 1537 г. вернулся в Венгрию к Тамашу Надашди с рекомендательным письмом от Ф. Меланхтона, в котором высоко оценивались способности и заслуги Деваи Биро в распространении протестантизма. Как полагают исследователи, Деваи Биро сыграл решающую роль в открытии типографии в городе Шарваре. В это время он написал малый катехизис, содержащий краткое изложение основ веры согласно лютеранскому учению с толкованием десяти заповедей, Символа веры, молитвы «Отче наш» и объяснением таинств. С 1539 г. Деваи Биро был придворным священником знатного вельможи и политика Петера Перени, однако прослужил у него до первой половины 1540 г. и покинул его из-за расхождений во взглядах на евхаристию. После этого Гашпар Сегеди поручил ему управление школой в городе Сиксо. На протяжении полутора лет Деваи Биро активно проповедовал лютеранское богословие в Центральной и Северной Венгрии, заслужив прозвище венгерский Лютер. Однако это вызвало реакцию со стороны католической власти, и Эгерский епископ Ференц Франгепан добился разрешения на арест Деваи Биро. В конце 1541 г. из-за давления властей, а также из-за военных действий турецкой армии Деваи Биро пришлось покинуть Венгрию и переехать в Германию к Ф. Меланхтону. Оттуда он отправился в Базель, где открыто присоединился к Гельветическому исповеданию. Вернувшись в середине 1543 г. в Венгрию, Деваи Биро поселился в городе Мишкольце, но вскоре покинул его и обосновался у графа Гашпара Драгфи. Вёл активную проповедь в духе богословских взглядов Ж. Кальвина, в результате чего на Деваи Биро и Ф. Меланхтона лютеране города Эперьеш (современный Прешов, Словакия) составили донос М. Лютеру, который выразил разочарование по этому поводу. В 1544 г. Деваи Биро был избран приходским священником реформатской (кальвинист.) общины города Дебрецена.



 
PR-CY.ru