«ДРЕВО ИЕССЕЕВО» - Страница 3

В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях Нового Завета. Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 г. в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция «Древа Иесеева» состояла из изображений пророков, среди которых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении «Древа Иесеева» в портике монастыря Богородицы Перивлепты в Константинополе (XI в.). В XIII–XIV вв. «Древо Иесеево» становится широко распространённой темой в росписях византийских храмов: Святой Троицы монастыря Сопочани, Сербия (около 1265 г.); св. Ахиллия в Арилье, Сербия (1296 г.); Спасителя в монастыре Жича, Сербия (роспись около 1220 г., обновлена в 1309–1316 гг.); Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310–1313 гг.; Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1348–1350 гг.); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (1259–1265 гг.); Святой Софии в Трапезунде (1260–1270 гг.); св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 г.); грузинских церквей в Кинцвиси (1207 г.) и Сафаре (первая половина XIV в.). Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня монастыря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте «Древо Иесеево» отражает связь Ветхого Завета и Нового Завета, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В начале XIV в. в искусстве Сербии по образцу «Древа Иесеева» была создана композиция «Лоза Неманичей», представляющая родословие сербских государей (церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия, около 1320 г.). Наиболее пространная и сложная по составу композиция «Древа Иесеева» представлена в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны. Над лежащим Иессеем в «стволе», образованном стеблями, выходящими из цветков, представлены 11 фигур в рост. По сторонам от «ствола» в завитках боковых побегов помещены сцены из Ветхого Завета и Нового Завета и отдельные фигуры, а в цветках на концах побегов – полуфигуры святых. Над Иессеем изображён праотец Иаков на престоле, держащий в руке миндалевидный медальон с фигуркой Младенца Христа. Надпись: «И истече звезда от Иакова», выше – восемь фигур царей, Богоматерь на престоле из сцены «Благовещение» и Спас на престоле, по сторонам Которого в медальонах – завитках лозы, как полагают исследователи, апостолы Пётр и Павел (надписей нет).

 



 
PR-CY.ru