«ДРЕВО ИЕССЕЕВО» - Страница 2

В четырёх завитках лозы представлены по пояс четыре праотца, в центре над ветвями восседает благословляющий Христос. Поза лежащего Иессея повторяет позу спящего Адама. В Лекционарии из Зигбурга (1164 г.) Иессей изображён мёртвым, лежащим во гробе, сквозь который из земли произрастает дерево, несущее на семи ветвях, выходящих из цветка, голубей (семь даров Святого Духа), что указывает на соотнесение древа Иессеева с райским древом и древом Животворящего Креста Господня. Эту тему в западном богословии развивал Бернард Клервоский. В соответствии с пророчеством Исаии о Деве Марии, о Которой он говорит как об «отрасли от корня Иессеева» (Ис. 11:1), в композицию «Древа Иесеева» было включено изображение Богоматери. На миниатюре из сочинения Герарды Ландсбергской «Hortus deliciarum» («Сад наслаждений»; 1175–1185 гг.) Иессей изображён сидящим на горе у корня дерева, разделяющегося на две ветви с темя медальонами в виде завитков на каждой. В медальонах по пояс группами изображены предки Христа по плоти, в центре между ветвями представлены оглавно рядами цари. Над головой Христа возвышается раздваивающийся стебель с несколькими завитками и цветами, внутри которого фигура сидящей Богоматери, из Её нимба произрастает цветок с полуфигурой Христа. На миниатюре в Евангелии из аббатства Грос-Санкт-Мартин в Кёльне (первая четверть XIII в.) представлен спящий на ложе Иессей, над ним – Богоматерь «Полевой Цвет», выше – Христос, Которому поклоняются ангелы. Из нимба Христа выходят семь коротких стеблей с медальонами с изображениями Святого Духа в виде голубей, образующих цветок или корону. В композицию включены также две св. жены, изображённые оглавно, но предков Христа по плоти нет – ветви и завивающиеся стебли покрыты только цветами и листьями. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085 г.) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама. В восточнохристианском искусстве изображения «Древа Иесеева» известны с XII в. В византийском искусстве существует два варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (например, фрески в нартексе церкви апостолов Петра и Павла в Тырнове, конец XV в., фрески испосницы Петра Коришского, до 1343 г.). В другом варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развёрнутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из Ветхого Завета и Нового Завета, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа.\

 



 
PR-CY.ru