ДАНИИЛ СТОЛПНИК - Страница 5

Изображение столпа может варьироваться от колонны с резной капителью и лёгкой витой оградой до напоминающего столп архитектурного сооружения, изукрашенного резьбой, с входом в виде портала, с ведущими вверх ступенями и венчающим сооружение навершием в виде чаши, в которой помещено изображение Даниила Столпника; столп мог осенять киворий (что противоречит указанию русских иконописных подлинников XVIII в.: «...Стоит на столпе непокрытом»). Встречаются как отдельные образы Даниила Столпника такого извода (миниатюры: в Минологии Василия II (976–1025 гг.) – изображение ещё одного столпника (преподобный Лука Столпник?); в месяцеслове Служебного Евангелия (третья четверть XI в.); в Минологии 1327–1340 гг. и др.), так и совместные с преподобным Лукой Столпником, память которого приходится на тот же день, например, миниатюра из греко-грузинской рукописи, так называемой Афонской книги образцов (Российская национальная библиотека, XV в.). Нередко Даниил Столпник представлен вместе со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества, например, на миниатюре из Лондонской Псалтири (1066 г.), – между преподобными Симеоном и Алипием Столпниками; на иконе «Преподобные Симеон Столпник и Даниил Столпник», середины XVI в. (музей Андрея Рублёва), а также в составе избранных святых (например, на новгородской иконе «Отечество, с избранными святыми», начало XV в., Третьяковская галерея – Даниил Столпник справа от престола, преподобный Симеон слева, апостол Фома или апостол Филипп внизу). В росписи храмов изображение столпников могло помещаться в алтарной зоне, например, образы Даниила Столпника и преподобного Симеона в алтарных нишах церкви cв. Варвары в Соганлы, Каппадокия (начало XI в.), или среди преподобных в ряду столпников (церковь великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317–1318 гг.), – вместе с преподобным Алипием; церкви Спаса Преображения на Ильине ул. (1378 г.) – в Троицком приделе вместе с преподобными Симеоном Столпником, Симеоном Дивногорцем и Алипием, а также в настенных минологиях под 11 декабря (церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря, Македония (около 1376 г.), Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (около 1386 г.), св. Апостолов (Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561 г.), святителя Николая в Пелинове, Черногория, 1717–1718 гг.). Икона с образом Даниила Столпника могла входить в состав расширенного Деисуса (например, иконы из иконостаса Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря, начало XVI в., Кирилло-Белозерский музей-заповедник, и Благовещенского собора Московского Кремля, середины XVI в., музеи Московского Кремля). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., Даниил Столпник описан как «старец с остроконечною бородою». В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) о нём сказано: «...Поживе лет 80; подобием вельми стар, брада доле Власиевы (Власия Севастийского), в схиме, риза преподобническая, стоит на столпе, не покрыты, одне двери, в руке свиток, а в свитке написано: “Гоните смирение, служите послушанию, любите странноприимцев, пост, бдение, нищету, любовь ко всем, от матери святыя церкви не отлучайтеся”».ф



 
PR-CY.ru