ДАНИИЛ СТОЛПНИК - Страница 3

Даниил Столпник знал время своей кончины, а также предвидел сложности, которые вызовет снятие его тела со столпа, и поручил организацию своих похорон одной знатной женщине, которую за несколько лет до этого излечил от бесплодия. Она заказала для Даниила Столпника каменный гроб и построила вокруг столпа спиральный подъём, по которому можно было бы спустить тело святого. Даниил Столпник отказался от каменного гроба и попросил положить его в землю вместе с мощами других святых. За семь дней до кончины Даниил Столпник произнёс последнюю проповедь. Его погребение сопровождалось знамениями. Патриарх Евфимий I, клир и чиновники простились с Даниилом Столпником, поднявшись по спиральному подъёму на столп, тело завернули в плащ, привязали к деревянному щиту и поставили вертикально, так что в течение нескольких часов все могли его видеть. Над телом кружили два голубя, и в воздухе были видны три креста. При спуске тела священниками и патриархом произошла давка, т.к. многие хотели прикоснуться к телу святого, но чудесным образом никто не пострадал. Ханс Георг Бек считает Житие Даниила Столпника поздним памятником, однако у исследователей есть все основания полагать, что первая его редакция, где повествование ведётся от первого лица, была создана учеником святого в начале VI в. В научной литературе Житие Даниила Столпника традиционно рассматривается как важный источник по политической истории второй половины V в.: агиограф подробно рассказывает о заговоре Аспара против Льва I, об узурпаторстве Василиска, об участии императрицы Верины в заговоре против Зинона Исаврийского, об отношениях Льва I с Губазом. Кроме того, в Житии содержатся сведения по истории Константинополя: описан пожар в сентябре 465 г., приведена биография префекта Константинополя Кира, которому автор приписывает содержащуюся в тексте Жития надпись на столпе Даниила Столпника. Менее изучен литературный аспект памятника: Житие Даниила Столпника исследователи обычно рассматривают в отрыве от Житий других столпников. Такое сопоставление, особенно с Житием преподобного Симеона Столпника, показывает, что одни сведения из Жития Даниила Столпника дополняют Житие Симеона (например, перенесение мощей преподобного в Константинополь), другие противоречат ему (например, куколь Симеона в соответствии с Житием Симеона не был отправлен в Константинополь, а значит, не мог перейти к Даниилу Столпнику), памятники сообщают различную информацию относительно времени создания построек, окружавших столп Симеона. Помимо пространного Жития, сохранившегося в двух редакциях (D и D' – по классификации Ипполита Делеэ), исследователям известны переработка текста, сделанная в XI в. Симеоном Метафрастом, и краткое Житие, которое следует редакции D. Все они изданы И. Делеэ в 1923 г. в серии «Subsidia hagiographica». По сведениям, содержащимся в Житии Луки Столпника, изданного И. Делеэ в том же томе, столп Даниила Столпника находился вблизи Сосфения (современный Истинье, Турция). Однако точное местонахождение монастыря и столпа исследователи не выявили. В Сосфении, как и в Анапле, был крупный центр почитания архангела Михаила, упоминаемый в Житии, к тому же относительная близость этих центров часто приводила византийских авторов к путанице: некоторые из них считали Анапл и Сосфений одним и тем же местом.

 



 
PR-CY.ru