ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ - Страница 10

Хотя творения Дорофея Газского не были включены ни в греческое, ни в славянское «Добротолюбие», Феофан Затворник поместил в русское «Добротолюбие» оптинский перевод Поучений Дорофея Газского, разбив текст на 111 глав, подобно аскетическим сотницам, внеся ряд пояснений и устранив архаизмы. Дорофей Газский как аскетический писатель занимает особое место в святоотеческой аскетической традиции. Он не стремился сказать нечто новое, но верно следовал Священному Писанию и святоотеческим творениям, к которым советовал чаще обращаться, напоминая об их совершенном соответствии друг другу: «Вот как и старцы, и Святое Писание, все согласны между собою». Чтение Священного Писания он считал одним из важнейших аскетических занятий наряду с молитвой: «Молитву растворяй поучением в божественном Писании». О глубоком знании предшествующих богословской и аскетической традиций свидетельствует разнообразие цитируемых Дорофеем Газским патристических сочинений, к которым относятся приписываемое Клименту Римскому «Второе послание к Коринфянам», труды святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Марка Пустынника, аввы Зосимы, Евагрия Понтийского, а также «Изречения отцов» («Apophtegmata Patrum»). Помимо прямых цитат в сочинениях Дорофея Газского немало аллюзий на творения Климента Александрийского, Оригена, Иринея Лионского, святителей Афанасия I Великого, Григория Нисского и аввы Исаии Газского, особо почитавшегося в Газе наряду с преподобными Варсонофием и Иоанном. При этом сочинения Евагрия и Оригена Дорофей Газский использовал с осторожностью, следуя совету Варсонофия. Хотя в трудах Дорофея Газского встречается только одна явная ссылка на «эллинских учёных», обилие аллюзий на произведения «внешней мудрости» говорит о его широком знакомстве с наследием Античности. Его зависимость от какого-либо определённого античного писателя исследователи установить не могут. Они считают наиболее вероятным, что античная философия (прежде всего, в лице Аристотеля и Эпиктета) оказала на Дорофея Газского влияние через посредство святоотеческой традиции. Монах-собиратель сочинений Дорофея Газского писал о его отношении к философии: «Он, облетая цветы, подобно мудрой пчеле, и из сочинений светских философов, когда находил в них что-либо, могущее принести пользу, то без всякой лености в приличное время предлагал в поучении, говоря между прочим: «ничего в излишестве», «познай самого себя», и тому подобные душеполезные советы». Сочинения Дорофея Газского, по мнению исследователей, отличающиеся простотой и безыскусностью, являются своеобразной «азбукой аскетики», в которой рассматриваются основные вопросы духовной жизни. Эта «азбука» написана простым, ясным языком, который, по мнению греческого патролога П. Христу, стал «провозвестником новейшего народного языка в значительно большей степени, чем язык любого другого письменного памятника той эпохи». В первом и четырнадцатом поучениях Дорофея Газского подчёркивается особая роль аскетического делания в домостроительстве спасения. Первозданный человек, живший в раю «в наслаждении райском, в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые» через непослушание Богу и гордость лишился всего, став рабом греха, дьявола, страстей и смерти. Освободить его может только Господь Спаситель, воплотившийся, умерший и воскресший. Согласно Дорофею Газскому, приобщиться ко спасению можно через таинство крещения и соблюдение заповедей, под которыми понимаются христианские нравственные уроки, преподанные Христом в Нагорной проповеди.

 



 
PR-CY.ru