ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ - Страница 15

Этот образ дополняется другим, ещё более ярким, ставшим неотъемлемой частью аскетической традиции церкви: Бог уподобляется центру круга, а человеческие судьбы – радиусам, ведущим к нему. По мере приближения друг к другу подвизающиеся приближаются к Богу, а удаление от ближнего приводит к удалению и от Бога. Таким образом, заповеди о любви к Богу и к ближнему Дорофей Газский рассматривает во взаимосвязи, а не изолированно, что позволяет ему лучше представить многогранный характер подвижнической жизни во Христе. Первым в ряду камней, из которых складывается здание добродетелей, он называет послушание, т.е. полное и постоянное подчинение себя воле Божьей, открываемой через опытного духовного отца или старца. Хотя в его творениях термин «послушание» чаще всего обозначает послушание Богу и Его заповедям, учение об отсечении воли и смирении подразумевает строгое послушание духовнику не только в делах, но и в помыслах, которое Дорофей Газский глубоко изучил на опыте в обители аввы Серида. Послушание и смирение неотделимы друг от друга как два коня, бегущие в одной упряжке. Продолжая строгую традицию египетских монахов, которые стремились к абсолютному послушанию иногда даже в ущерб здравому смыслу, Дорофей Газский приводил в пример монахам своего монастыря «послушание без рассуждения», которым отличался его послушник Досифей, «никогда и ни в чём не исполнивший своей воли и не сделавший ничего по пристрастию». Однако любвеобильное и рассудительное отношение Дорофея Газского к Досифею и к монахам своего монастыря вполне подтверждает слова монаха-собирателя его сочинений о том, что он обладал «нерассуждающим послушанием с разумением». Хотя в отличие от ряда авторов, чьи сочинения о молитве были включены в состав греческого «Добротолюбия», Дорофей Газский подробно не описывает способы молитвы, в его сочинениях часто упоминается молитвенное делание. Согласно Дорофею Газскому, молитва собрата во Христе обладает особой силой, благотворно сказывающейся на ближнем. В связи с этим у него часто встречается высказывание «ради молитв его». Молитва святых имеет особую силу, приводящую к победе. Помимо келейной и индивидуальной молитвы в Поучениях Дорофея Газского упоминаются псалмопение и слушание божественного чтения на общих богослужениях. Торжественное пение, совершаемое в дни праздников, должно исполняться с особым вниманием, «чтобы пели не только уста, но и сердце наше пело вместе с ними». Несмотря на то что в дошедших до нас Поучениях Дорофея Газского ни разу не упоминается Иисусова молитва, он, несомненно, обладал этим особым даром, который воспринял благодаря наставлениям преподобных Варсонофия и Иоанна и впоследствии передал Досифею, который «имел всегда и память Божию, ибо (авва Дорофей) заповедал ему постоянно говорить: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя” и между этим: “Сыне Божий, помози ми”».

 



 
PR-CY.ru