ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ - Страница 13

Рассуждая о страстях и борьбе с ними, он противопоставляет каждой страсти определённую добродетель, которой эта страсть исцеляется: «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь, и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель». Это соотнесение – лишь один из способов построения стройной аскетической системы, в которой есть не только симметрия, но и асимметрия между страстями и добродетелями. В то время как страсть всегда является крайностью, добродетель всегда равноудалённая от крайностей середина. Так, смиренномудрие одинаково отстоит от гордости и от человекоугодия. В первом поучении «Об отвержении мира» Дорофей Газский говорит о двух значениях слова «добродетель»: «нравственная заповедь, о которой сказано в Священном Писании» и «особый дар, приносимый Богу тем, кто отрекается от мира». «Так и Отцы – они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть девство и нестяжание». Одно из наиболее подробных описаний добродетелей в их взаимосвязи содержится в Поучении 14 «О созидании душевного дома добродетелей». В строящемся духовном здании все части, расположенные в гармоничном порядке, взаимодополняют друг друга. Одни лишь стены не составляют дома, так же и одна добродетель без других не принесет пользы человеку. В основание здания должны быть положены главные добродетели: страх Божий, вера и надежда. Смирение уподобляется известковому раствору, связывающему между собой камни-добродетели – послушание, долготерпение, воздержание, сострадание, отсечение своей воли, кротость, терпение, мужество и др. Рассуждение играет роль строительных связей, поддерживающих всё здание. Любовь, венец добродетелей, составляет крышу здания. На этой крыше есть перила, препятствующие падению, роль которых вновь выполняет смирение. Построение духовного здания должно быть планомерным, последовательным, осознанным, осуществляться со знанием дела. Важнейшей христианской добродетелью, согласно аскетической традиции церкви, является смирение, или смиренномудрие. По откровению, данному Антонию Великому, только обладающий смирением может преодолеть вражеские сети. Во втором поучении Дорофей Газский подробно пишет о смиренномудрии, понимая его не как отдельную добродетель, но как необходимую предпосылку любой добродетели. При этом он ссылается на изречение некоего старца: «Прежде всего, нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: “Прости”». Смирение – самое сильное средство против наиболее опасного врага, страсти тщеславия и гордости.

 



 
PR-CY.ru