ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ - Страница 12

И этот недуг очень опасен: страсти коренятся в глубинах человеческого духа, как большое древо или как плесень и гнилость в хлебе, красивом на вид, но испорченном изнутри. Не имея своего бытия, страсти, тем не менее, становятся бытием греховного человека, обратившись в опасный и труднопреодолимый «навык»: «...Люди, пока они исполняют страсть, подлежат аду». Поражаемые стрелами страстей, они вонзают их в себя ещё глубже, впав в состояние бесчувствия и бессовестности души. Поэтому необходимо вступать в борьбу со страстью сразу же, как только она проявит себя: «Старайтесь отсекать страсти, прежде нежели они обратятся вам в навык». Страсть зарождается или укрепляется в человеке после того, как он, вступив в собеседование с греховным помыслом, примет его. «И один помысл может удалить человека от Бога, как скоро человек примет его и подчинится ему». При этом помысел, даже если он хорош, оказывается злым, если он принимается своевольно и с доверием. Помыслы подобны горючему материалу, который увеличивает горение греховных страстей. В аскетической системе Дорофея Газского недолжные помыслы именуются «хульными», «лукавыми», «страстными», «нечистыми», «человеческими» и «вражьими». Важнейшее средство борьбы против помыслов – их откровение перед опытным старцем. Наряду с помыслами подвижника одолевают «собственные пожелания», проявления греховной человеческой воли, каждое из которых может его погубить. В борьбе между плотью и духом пожелания стоят на стороне плоти и помыслов, через них действует пристрастие к миру. Для того чтобы преуспевать в духовной жизни, необходимо отсекать пожелания, прилагая усилия и во всём уступая брату. Отсечение пожеланий означает не упразднение воли, но её согласование с «Божией и отеческой заповедью»: «Не желай, чтобы всё делалось так, как ты хочешь: но желай, чтобы оно было так, как будет, и таким образом будешь мирен со всеми». Первозданный человек, сотворённый по образу и подобию Божию (Быт. 1:26), был украшен добродетелями, в которых и состояло богоподобие его души. После грехопадения человек (и душой, и телом) должен вернуть утраченное богоподобие, стяжая добродетели. Как страсти постепенно овладевают человеком, так и добродетели приобретаются не сразу: «Будем же внимать себе и заботиться о лёгком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру или злу». Добродетели приобретаются трудом и подвигом, их стяжание, начинающееся только желанием, ведёт к приобретению благого навыка и устойчивости в доброделании: «Положим доброе начало…, ибо хотя мы ещё не достигли совершенства, но самое сие желание есть уже начало нашего спасения; от этого желания мы начнём с помощью Божией и подвизаться, а через подвиг получаем помощь к стяжанию добродетелей. Посему-то некто из отцов сказал: “Дай кровь и приими дух”, – т.е. подвизайся, и получишь навык в добродетели». Отступление от законов духовной жизни ведёт к утрате всего достигнутого: «Поистине, если человек совершит и тьмы добродетелей, но не будет держаться сего пути (т.е. самоукорения), то он никогда не престанет оскорбляться и оскорблять других, теряя через то все труды свои». Дорофей Газский повторяет древние аскетические правила, согласно которым все добродетели, так же как и все пороки, взаимосвязаны.

 



 
PR-CY.ru