ДАМАСК - Страница 7

По мнению исследователей, из Дамаска происходили сводный брат Иоанна Дамаскина гимнограф епископ Косма Маюмский и агиограф Стефан Савваит (ум. в 807 г.), которого церковная традиция считала племянником Иоанна Дамаскина. В Житиях подвижников иудейской пустыни, написанных Стефаном Савваитом и дамаскинцем Леонтием на рубеже VIII и IX вв., упоминается множество выходцев из Дамаска, подвизавшихся в палестинских монастырях. Трёх Антиохийских патриархов второй половины IX в. (Николая, Феодосия и Симеона) позднейшая традиция называла уроженцами Дамаска. Этот город в VII–IX вв. был одним из основных центров православия на Ближнем Востоке. В 750 г. династия Омейядов была свергнута Аббасидами. Центр государственной жизни халифата сместился на восток, в сторону Ирака и Ирана. Дамаск превратился в малозначительный провинциальный город, жителей которого новая династия постоянно подозревала в нелояльности. Несколько раз во второй половине VIII – первой половине IX вв. Дамаск оказывался центром мятежей против новой династии. В эпоху Аббасидов в городе почти не велось нового строительства, Дамаск редко упоминается в источниках. Период середины VIII – начала XII вв. был временем наибольшего упадка Дамаска; его население значительно сократилось. Три века смут и анархии, когда никто из жителей не мог чувствовать себя в безопасности, привели к кардинальному изменению городской застройки. Дамаск распался на ряд изолированных кварталов с социально однородным населением. Окружённые стенами и воротами, кварталы превратились фактически в изолированные города со своими мечетями, церквами, рынками, банями, органами власти и отрядами самообороны. Процесс дезинтеграции города сопровождался и религиозной сегрегацией. Мусульмане компактно селились в западной половине Дамаска, между мечетью Омейядов и цитаделью, иудеи – в юго-восточном районе, христиане – в северо-восточной части, у ворот Баб-Тума. Некоторые авторы видят процесс развития христианского квартала как маргинализацию и упадок христианской общины, сопровождавшийся сокращением её численности и количества храмов. О числе и состоянии церквей Дамаска в Средние века у исследователей нет точных данных. Известно, что кафедральный собор Пресвятой Богородицы несколько раз подвергался разрушению. В 924 г., в период обострения межконфессиональной напряжённости в халифате, на Ближнем Востоке прошла волна христианских погромов, в том числе пострадала церковь Пресвятой Богородицы, о которой хронист Евтихий Александрийский сообщал, что в своё время на её украшение было истрачено 200 тыс. динаров. Была разбита золотая и серебряная утварь, фарфоровая посуда, испорчены или похищены дорогие облачения. Вторично собор подвергся разрушению весной 1009 г. по приказу египетского халифа аль-Хакима. Тем не менее, церковь была восстановлена, и в 1184 г. арабский географ аль-Джубайр с восхищением отзывался о её архитектуре и росписях. В IX–X вв. Дамаск оказывался под властью различных местных династий – египетских Тулунидов (869–905 гг.), Ихшидидов (935–969 гг.), неоднократно подвергался нападениям Хамданидов Северной Сирии (940 гг.) и карматов Аравии (рубеж IX и X вв., 970 г.). Во время похода в Сирию византийского императора Иоанна Цимисхия (975 г.) правитель Дамаска выразил покорность Византии. В 976 г. после отхода византийцев из Сирии Дамаск подчинился египетским Фатимидам и затем более 100 лет оставался под их властью. Население страдало от бесчинств военного гарнизона, набранного из магрибинцев. Столкновения с ними не раз сопровождались пожарами и разрушениями.

 



 
PR-CY.ru