ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ – один из ключевых эсхатологических терминов Священного Писания, указывающий на грядущее пришествие Божие в мир для суда над вселенной и человеком, после которого наступит эпоха окончательного торжества правды Божьей. В Ветхом Завете термин «день Господень», или «день Яхве» (Иоил. 1:15; 2:1, 11, 31; 3:14; Ам. 5:18–20; Авд. 1:15; Соф. 1:7; Зах. 14:1; Мал. 4:5), встречается также в следующих вариантах: «день Господа» (Соф. 1:14; Ис. 13:6, 9; Иез. 13:5; 30:3); «день Господа Саваофа» (Ис. 2:12); «день мщения у Господа» (Ис. 34:8); «день отмщения» (Иер. 46:10); «день гнева Господня» (Плач 2:22; Соф. 1:18; 2:3); «день ярости Господа» (Иез. 7:19); «день жертвы Господней» (Соф. 1:8). Синонимами «дня Господня» являются выражения: «тот день /дни» (Ам. 8:9, 13; Ис. 2:11, 17); «вот день» (Иез. 7:10); «наступил день» (Иез. 7:12); «пришло время» (Иез. 7:12); «то время» (Соф. 1:12) и др. Тема «дня Господня», в основном, рассматривается в пророческих книгах Ветхого Завета. Главные положения библейского учения о «дне Господнем» излагаются в книге пророка Амоса, который говорит о «дне Господнем» в контексте пророчеств о судьбах Израиля и, в основном, обличает нечестие Израиля, за которое его должна постигнуть кара Божья. В первый раз в Священном Писании представление о дня Господнем даётся в Ам. 5:18–20. Согласно предположению, высказанному Р.Г. Чарлзом, обращение пророка Амоса к понятию «день Господень» свидетельствует о распространённости в среде иудеев верования в скорое и окончательное сокрушение Господом врагов Своего народа. Современники Амоса ожидали, что день Господень будет днём великой победы Бога над нечестивыми народами в самое ближайшее время. Как полагают исследователи, по этой причине Амос часто называет Господа «Господь Бог Саваоф» (евр. – Яхве Бог Воинств – Ам. 5:14). По мнению исследователей, пророк следует народному восприятию Яхве как Бога – Воителя за Израиль. Обвиняя Израиль в глубоком попрании правды Божьей, носителем которой он призван быть, пророк говорит о ложности надежд на грядущий триумф еврейского народа. Израилю предстоит не торжество победы, но суд Божий. Этим судным днём провозглашается «день Господень», который для Израиля станет не днём надежды, а днём отчаяния: «Горе желающим дня Господня! ...он – тьма, а не свет…» (Ам. 5:18). Это провозвестие дня Господня в «Книге пророка Амоса» построено на контрасте ожидаемого и истинного. Таким образом, день Господень – это сложившееся религиозное представление, к которому пророк прибегает в соответствии с данным ему видением исторической ситуации. Согласно точке зрения русских исследователей конца XIX в., пророк Иоиль пророчествовал раньше Амоса, учение которого о дне Господнем могло сформироваться под влиянием пророчества Иоиля о наказании язычников (Иоиль 3:14–15, ср. 3.:6–21). Пророк Амос развивает это понимание дня Господня, отмечая, что этот день страшен для всех, отступающих от заповедей Бога. В современной западной экзегетике существует два взгляда на происхождение термина «день Господень». З. Мовинкель предположил, что день Господень был важнейшей составной частью празднования еврейского Нового года, связанного с богослужебным почитанием праздника восхождения Яхве на трон. Герхард фон Рад рассматривал день Господень в контексте концепции священной войны как день победы Яхве над противниками. Последующие гипотезы высказывались в рамках этих версий.

 



 
PR-CY.ru