ДРАНДА - Страница 3

От него остались плита с изображением благословляющего Христа на троне с Евангелием (?) между идущими к Нему ангелами (сохранились два с правой стороны) и другая плита (как полагают исследователи, эпистилия) с изображением Деисуса в богатом обрамлении (сохранилась стоящая фигура, благословляющий Спаситель с Евангелием в руке и Богоматерь в молении типа Агиосоритисса), а также фрагменты архитрава и столбика. По свидетельству Фредерика Дюбуа де Монперё, части темплона соединялись металлическими стяжками. Стиль рельефов одинаков (на первом фигуры выглядят более грузными из-за сидящей фигуры Христа): сходны проработка складок, тип головы и нимба Христа, орнаментация с характерным килевидным завершением. Рельефы выполнены, как полагают исследователи, местным мастером по византийским образцам и могут быть датированы IX–XI вв. Л.Г. Хрушкова вслед за П.С. Уваровой считает вторую плиту более поздней и датирует их соответственно V и Х вв. Тому же мастеру принадлежат три плиты из Цебельдинской долины. Синтрон находился в центральной апсиде, в юго-восточном углу нартекса была размещена крещальня глубиной 25 см, в форме креста, совмещённого с кругом, раскрытая в 1978 г. Её первоначальная высота исследователям неизвестна, т.к. она оказалась под полом нартекса, который был настелен позднее. По их мнению, если крещальня была сооружена одновременно с храмом, то это может означать, что он был основан как кафедральный собор; тогда, как считает Л.Г. Хрушкова, юго-западный угловой компартимент может рассматриваться как помещение, где происходило миропомазание после крещения (консигнаторий). Однако крещальня частично перекрывала вход в угловой компартимент и поэтому не являлась первоначальной постройкой. По описаниям XIX в. исследователям известны престол в центральной апсиде и стол (престол или протесис) в северной (датировка всех им неясна). В 1846 г. С. Саблин видел две мраморные гробницы: под престолом (рака для мощей?) и у западных дверей. Подземный ход из алтаря ведёт к склону холма и пещерам. Тип и датировка храма спорны из-за отсутствия подобных строений не только в Абхазии, но и во всём Закавказье (возможная аналогия – это неопубликованный и недатированный купольный (диаметр купола 10,70 м) храм в селе Ахштырь близ Адлера, который, впрочем, может относиться, по мнению исследователей, и к XIX в.). В XIX в. церковь в Дранде датировали предположительно XI в. или VIII–X вв. Георгий Николаевич Чубинашвили считал его вариантом храма «типа Джвари» и датировал VIII в. (эту точку зрения разделяли Леван Дмитриевич Рчеулишвили, Русудан Самсоновна Меписашвили и В. Цинцадзе). Л.Г. Хрушкова посредством анализа купольных амфор пыталась доказать возможность датировки церкви не только концом V – VI вв., но и VII в. К последней датировке она склоняется по историческим причинам, однако они не дают оснований другим исследователям для отказа от традиционного отнесения храма к VI в., когда (до 548 г.) была учреждена кафедра в Абхазии.

 



 
PR-CY.ru