ДРАНДА - Страница 2

С внешней стороны между апсидами выложены небольшие арочки-перемычки из черепицы (по мнению Людмилы Георгиевны Хрушковой, они могут быть позднего происхождения). По мнению других исследователей, боковые восточные апсиды и расположенные перед ними компартименты были, скорее всего, отдельными приделами, а не протесисом (жертвенником) и диаконником, как утверждает Л.Г. Хрушкова. С запада к основному объёму пристроен вперевязь вытянутый по оси «север-юг» нартекс, из которого два прохода ведут в западные угловые компартименты; проход в западный рукав прорублен в XIX в. С запада нартекс имеет два входа (по оси входов из нартекса в боковые компартименты), фланкированные парами окон; в торцевых стенах размещено по окну. Этой уникальной особенности храма Дранда (наличие с запада боковых входов и отсутствие центрального) исследователи не находят пока убедительного объяснения ни в контексте византийской, ни в контексте закавказской архитектуры. Стены храма сложены из прямоугольной плинфы на толстом слое раствора, в нижних рядах иногда с добавлением булыжников (крупной гальки). Поздние реставрационные вставки выполнены другой плинфой, квадратной формы. На купол для облегчения конструкции положены вмурованные в бетон амфоры. Крыша была покрыта черепицей оранжевого цвета. В ходе реставрации в 1978 г. были удалены многочисленные переделки различного времени, в том числе луковичный купол и центральный западный вход. Рукава креста получили двускатное покрытие, хотя первоначально оно, как полагают исследователи, было позакомарным. Стены храма оштукатурили, оставив для обозрения несколько фрагментов кладки. В начале 1990 гг. в нартексе проводились чинки современным стандартным кирпичом. На первоначальной штукатурке интерьера сохранились врезанные линии, имитирующие квадры кладки. Поверх них был нанесён второй штукатурный слой, покрытый плохо сохранившимися росписями, которые по расположению композиции «Преображения» исследователи датируют средне- или поздневизантийским временем. В 1846 г. С. Саблин определил сюжеты росписей следующим образом: Спаситель в куполе, архангел Михаил возле западных дверей, св. Нил на северной стене, Композиция «Благовещение» (с иконографически редкой фигурой коленопреклонённой Богородицы) на южной стене. В 1860 г. грузинский историк Дмитрий Захарьевич Бакрадзе «видел фресковые изображения Спасителя, в своде (как полагают исследователи, одного из рукавов креста) – Преображение Господне и нескольких святых во весь рост». К началу XIX в. темплон из шести беломраморных (?) колонок и антаблемента из известняковых плит был разбит.

 



 
PR-CY.ru