ДАТСКАЯ НАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

Ключевым моментом богословия Н.Ф.С. Грундтвига являлось утверждение приоритета устного свидетельства или «живого слова» над книжным и догматическим знанием, необязательным для углубления в сущность христианства, которое можно понять лишь в искреннем духовном устремлении к Богу. Н.Ф.С. Грундтвиг выступал за свободу церкви от вмешательства государства, а также критиковал современные ему школы за излишний академизм в преподавании. В противовес существующей системе образования он хотел создать народные университеты, которые давали бы истинные знания о жизни. Н.Ф.С. Грундтвиг много лет принимал активное участие в политической жизни страны и в качестве члена парламента готовил датскую Конституцию. Его последователи раскололись на несколько течений, по-разному оценивавших его наследие: одни развивали его идеи относительно общинного единства, литургической жизни, участия в церковных таинствах и т.д.; другие восприняли его гуманистические идеалы и активно участвовали в христианском просвещении взрослых, в различных добровольных ассоциациях, а также в политике. Эта часть последователей позже играла ведущую роль в движении народных университетов. К грундтвигианству в настоящее время относится большинство пасторов Датской народной церкви. В середине XIX в. в противовес грундтвигианству несколькими ривайвелистскими группами внутри Датской народной церкви было основано консервативное движение «внутренняя миссия», отражающее взгляды лютеранской ортодоксии. Его сторонники подчёркивали, что основой духовной жизни являются личные взаимоотношения с Богом, строящиеся на благочестивом образе жизни и строгом следовании Библии. «Внутренняя миссия» ориентировалась в своей проповеди на пиетическую мораль, считая идеалом христианства пуританский стиль жизни. Движение поначалу состояло, в основном, из мирян, в том числе и негативно настроенных по отношению к духовенству. В 1861 г. движение было реорганизовано под руководством пастора В. Бека, и под новым именем «Церковная ассоциация внутренней миссии» превратилось во влиятельное течение внутри Датской народной церкви, добивавшееся принятия устава Датской народной церкви и создания верховного органа церковного управления. В настоящее время организация контролирует миссионерские дома, просветительские, гуманитарные, молодежные и хозяйственные организации. Движение «Тидеверв» возникло в 1920 гг. Хотя Дания сохраняла нейтралитет в Первой мировой войне, она оказала большое влияние на датское общество в целом. Экономические и социальные потрясения того времени породили в обществе ощущение того, что европейская культура оказалась на пороге глобальных социокультурных перемен (tidehverv). Движение представляет собой специфический датский феномен, имеющий корни в диалектической теологии К. Барта, а также черпающий вдохновение в трудах С. Киркегора и Рудольфа Карла Бультмана. Таким образом, Датская народная церковь объединяет представителей различных взглядов, которые способны сосуществовать в рамках одной конфессии. Государство поддерживает Датскую народную церковь материально, ежегодно выделяя из бюджета определённые суммы (они, впрочем, составляют не более 12% годового дохода Датской народной церкви).

 



 
PR-CY.ru