ДЮРКГЕЙМ Эмиль - Страница 3

В развитых («организованных») обществах существует «органическая солидарность», основанная на разделении труда, функциональной взаимозависимости и взаимообмене. «Коллективное сознание» сохраняется, но действует в более ограниченной сфере, становится более общим и неопределённым, что требует разнообразия и самостоятельности от индивидов в истолковании и осуществлении исходящих от «коллективного сознания» предписаний. Если разделение труда не формирует социальную солидарность, то оно является аномическим (беззаконным), т.е. нормативно нерегулируемым процессом и симптомом кризисного состояния общества. «Манифестом» социологии Э. Дюркгейма стала работа «Правила социологического метода» (рус. пер.: «Метод социологии»), которая в 1894 г. была опубликована в виде серии статей, а в 1895 г. – отдельной книгой. Многое в этой работе перекликается с «Рассуждением о методе» Рене Декарта. Оба труда объединяет цель найти рациональные принципы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков. Другая фундаментальная работа Э. Дюркгейма – «Самоубийство» (1897 г.) – основана на анализе статистических данных. Э. Дюркгейм, исследуя феномен самоубийства, отвергает психологические и прочие объяснения и связывает его со степенью интеграции и ценностно-нормативной регуляции общества. В каждом обществе, согласно Э. Дюркгейму, процент самоубийств зависит от отношений, складывающихся в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах. Преодолеть аномию (беззаконие) в обществе, повышающую процент самоубийств, по мнению Э. Дюркгейма, можно посредством всемерного развития профессиональных групп (корпораций), подобных средневековым гильдиям. Занимая промежуточное положение между семьёй и государством, они могли бы выполнять для человека функцию моральной общины. Э. Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие социологии религии и религиоведения. Религия, согласно Э. Дюркгейму, как и другие социальные институты, укоренена в самой «природе вещей» и природе человека и является олицетворением коллективной и безличной силы общества. В основе религии лежит разделение мира на две сферы – сакральную и профанную. Этим она отличается от других социальных институтов. Тем не менее, религия должна исследоваться как объективный факт, поскольку представляет собой универсальный феномен, имеющий определённую социальную основу.

 



 
PR-CY.ru