ДЮРКГЕЙМ Эмиль - Страница 2

Книги Э. Дюркгейма практически сразу после опубликования переводились на другие языки, в том числе на русский. Его наследие по-прежнему актуально, активно изучается и переосмысливается в разных социологических школах. Социологическое мировоззрение Э. Дюркгейма сформировалось под влиянием философии Огюста Конта и Чарльза Спенсера. Постулируя научный характер социологии, Э. Дюркгейм стремился строить исследования на рациональных принципах и методах естественных наук. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи», – утверждал Э. Дюркгейм. Он изучал социальные явления не путём интроспекции, а извне, через их признаки, фиксируемые внешним образом, как это происходит с изучением объектов природного мира. Обосновывая самостоятельность социологии, её особое место в системе наук, Э. Дюркгейм видел специфику социальной реальности в том, что её нельзя свести к биопсихической реальности, воплощённой в индивидах. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок и так же фундаментальна, «прочна» и не поддаётся произвольному манипулированию, как и другие виды природной реальности. Для изучения социального начала в человеке Э. Дюркгейм ввёл понятие «коллективные представления», т.е. мнения, знания, способы действия и другие явления культуры, ставшие, согласно Э. Дюркгейму, продуктом длительного развития общества. Они принудительно навязываются каждому индивиду, при этом в противовес конфликтной модели общества (марксизм, социальный дарвинизм) Э. Дюркгейм рассматривал общество, прежде всего, как сферу солидарности и согласия между людьми. Он соединил приверженность к эволюционизму (что проявилось в его представлении о сложных обществах как о комбинации простых и в объяснении социальной жизни посредством обращения к её «элементарным» формам) со структурно-функциональным подходом. Э. Дюркгейм разрабатывал идущую от О. Конта проблему социального согласия. В докторской диссертации «О разделении общественного труда» (1893 г.) он решает вопрос о том, как в современном обществе с присущей ему дифференциацией функций и профессий сохранить интеллектуальную связь и общезначимую мораль. Основная функция разделения труда (понимаемого как социальная деятельность в широком смысле) состоит в формировании и поддержании социальной солидарности. В архаических («сегментарных») обществах имеет место «механическая солидарность», основанная на полном поглощении индивидуального сознания «коллективным».

 



 
PR-CY.ru